Недавно мне довелось поучаствовать в литературном конкурсе - в качестве судьи. Дело для меня это в принципе не новое, разве что формат непривычный. Конкурс был тематический - в нем принимали участие авторы хорроров (или те, кто себя к ним причислял).
Нет, я не буду рассуждать о том что, добрая половина представленных работ действительно вызывала ужас. (Не в том смысле, что произведения пугали, а в том, что читать их без кровавых слез было невозможно). Не стану я и приводить самые эпичные перлы.
Просто пока я писал рецензии, набросал на полях целую подборку советов начинающим авторам хорроров. Жалко, если добро пропадет. Большая часть советов, наверняка, покажется вам очевидными. Но почему-то все всё равно забывают про такие, казалось бы, простые вещи, когда садятся писать...
Совет №1, он же Самый Основной
Не злоупотребляйте шок-контентом. Поверьте, обилие жестокости, сцен насилия, матерных слов или анатомических подробностей не способно вызвать страх. Единственное, что оно может вызвать - так это рвотные позывы. Отпилить ненужную часть тела может каждый, а сделать из этого триллер только...
Совет № 2, вытекающий из первого
Ужас как жанр основан на наших глубинных страхах, прежде всего это боязни неизведанного и боязни беспомощности. Представьте, что вы попали в авиакатастрофу, в результате падения ослепли и вдруг слышите непонятные звуки... Вспомните "Оно"... Почему главный злодей предстает в образе клоуна? Потому что многие их боятся.
Совет №3, тоже Очень Полезный
Не пересказывайте детские страшилки. Иначе у вас получится не рассказ ужасов, а очередной вы... выродок в стиле отечественного кинематографа. "Пиковая дама" на минималках. Гораздо лучше придумать оригинальную мифологию.
Совет №4, дополняющий предыдущий
Если придумали что-то оригинальное, не ленитесь описать ее подробнее. Лавкрафт не ленился описывать всю ту нёх, которую он навыдумывал, так что не ленитесь и вы. Хотя, что можно придумать оригинальнее морфящихся сущностей с тентаклями?...
Совет №5, он же "принцип, про который все почему-то забывают"
Не стесняйтесь воровать. Открою вам секрет Полишинеля: никто и никогда не придумывал ничего на 100% оригинального. Многие хорошие идеи были сворованы. Гоголь украл идею "Ревизора" у Пушкина. Точнее, Пушкин ее ему подарил, но это не важно. Важно то, что брать за основу чужие идеи в принципе не зазорно, если только...
Совет №6, он же "принцип, про который забывают все, кто усвоил предыдущий"
Если воруете, то воруйте креативно. Красиво украсть не всегда значит "замазать все водяные знаки". Иногда лучше сознательно усилить сходство с оригиналом. Тогда выше произведение будет считаться не плагиатом, а "литературным ответом". "Памятник" до Пушкина писали и Державин, и Ломоносов, а по сути стихотворение вообще является адаптированным переводом "Exegi monumentum" Горация.
Совет №7, он же "старый, добрый, советский"
Развивайте писательскую наблюдательность. Не брезгуйте работать с жизненным материалом. Наблюдайте за людьми, слушайте, что они говорят, можете даже записать пару интересных фраз Даже если вы пишете что-то фантастическое, ваши персонажи должны быть жизнеспособны, а теории - правдоподобны. Из последнего тезиса вытекает...
Совет №8, который не слушает почти никто
Развивайте эрудицию. Да, писатель должен много читать. Чтобы не изобретать велосипед в процессе творчества. В идеале: художественной литературы и научно-популярных журналов. Хотя, многим хватает мемасиков из ВК... Впрочем, это чтиво бесполезно и не может дать ничего, кроме убийства времени.
В остальном запретов нет. Дозволено все, что подсказывает фантазия. Главное, чтобы она порой знала границы. Безмерная фантазия - это не "Мифы Кутлху", а "План 9 из открытого космоса"...
Все изображения взяты из открытых источников.