Найти тему
Zafod Biblbrox

Ключевые идеи книги Барбары Оакли “Думай как математик”

Оглавление
 “Думай как математик”, Барбара Оакли. Книга о том как научиться понимать математику, перестать ее бояться и улучшить свои показатели в точных науках.
“Думай как математик”, Барбара Оакли. Книга о том как научиться понимать математику, перестать ее бояться и улучшить свои показатели в точных науках.

В книге выделяются ключевые моменты, которым стоит уделить внимание, в случае если у вас возникли трудности с пониманием математики или появилось желание изучить точные науки, как в свое время это сделал сам автор.

Будучи полным гуманитарием и имея проблемы со всем, что связано с цифрами и вычислениями, Барбара, используя свои методы, смогла переквалифицироваться из филолога в профессора инженерии Оклендского университета.

В этой статье я перечислю и кратко раскрою основные идеи книги, которые помогут в ускорить процесс обучения.

Сфокусированное и рассеянное мышление.

Сфокусированное мышление.

Вид мышления, который характеризуется определенными паттернами и моделями, т.е. когда вы концентрируетесь на математической задаче, то автоматически включается сфокусированный режим работы мозга. Мысль запускается по знакомым нейронным путям в поисках решения, но даже минимальные сдвиги в условиях задачи могут полностью усложнить процесс решения, т.к. уже проторенные нейронные пути не предусматривают какие-либо отклонения. Как например в начальной школе нам говорили, что из меньшего нельзя вычесть большее. Этот паттерн, т.н. “эффект установки” сохранялся до тех пор, пока в дальнейшем нам не объяснили обратное.

Рассеянное мышление

Вид мышления, который включается после выхода из сфокусированного режима. При переходе на рассеянный режим, условие задачи над которой вы бились в остается в голове, но сам процесс мышления полностью отличается. Мысль уже не следует по определенным нейронным путям, на нее также не действуют ограничения и паттерны, которые использовались в при сфокусированном режиме. Задача решается фоном, используя все более креативные комбинации и новые нейронные связи.

Сфокусированное и рассеянное мышление можно сравнить с фонариком у которого есть 2 режима освещения : при одном сфокусированный луч четко высвечивает небольшое пространство, при другом рассеянный свет освещает большую зону без отчетливого выделения конкретных предметов. Если вы пытаетесь понять или усвоить что-то новое, то лучше выключить точное сфокусированное мышление и включить рассеянный режим, позволяющий видеть широкую картину, — на столько времени, сколько понадобится для поиска свежего, более продуктивного подхода.

Из вышесказанного можно сделать несколько выводов:

  • При мыслительной деятельности наш мозг находится в двух состояниях — сфокусированном и рассеянном. Он переключается из одного режима в другой, не используя оба одновременно.
  • Сфокусированный режим мышления используется для первого знакомства с понятиями и задачами в математике и естественных науках.
  • После первого усиленного сеанса работы в сфокусированном режиме дайте волю рассеянному состоянию. Расслабьтесь и займитесь чем-нибудь другим.
  • Когда мы сталкиваемся с новыми понятиями и идеями, замешательство и непонимание — обычная реакция.
  • Для усвоения новых понятий и решения задач важна не только начальная концентрация внимания, но и последующее расфокусирование взгляда, когда мы позволяем мозгу отвлечься от предмета.
  • Эффект установки — это когда неуспех с усвоением новых понятий или решением задач обусловлен нашей фиксацией на неверном подходе. Избавиться от такого эффекта можно путем переключения мышления со сфокусированного на рассеянное. Не забывайте, что гибкость мышления — ваш помощник: режим мышления при усвоении нового материала или решении задач необходимо менять, так как первоначальный подход может оказаться неверен.

Понятийные порции информации.

Порции — это фрагменты информации, связанные между собой по смыслу, с помощью которых можно выстроить строгую логическую цепочку.

Автор предлагает рассмотреть следующий пример:

В начале 1900-х немецкий исследователь Альфред Вегенер выдвинул гипотезу дрейфа материков. Анализируя карты и обдумывая информацию, тщательно собранную в ходе исследований, он обнаружил, что линии континентов совпадают, как части пазла. Сходство горных пород и ископаемых отложений между континентами только подтверждало догадку. Сопоставив обнаруженные факты, Вегенер понял, что все континенты когда-то давно были единым материком, который со временем разломился. Его части отошли друг от друга, сформировав разделенные океанами континенты в том виде, в котором мы их знаем.

Итак, при освоении математики и естественных наук один из главных шагов — создание понятийных порций, т. е. ментальных связок, объединяющих отдельные фрагменты информации через общий смысл.

Способы формирования понятийных порций:

  • Сконцентрировать внимание на информации, которую нужно объединить в порцию. Необходимо убрать в сторону все, что может вас отвлечь и полностью погрузиться в изучение нового материала для создания нейронных связей.
  • Понять основную идею, которую вы хотите превратить в понятийную порцию информации. Если вы поймете основной посыл, вам не нужно будет зубрить или заучивать материал, все отпечатается в вашей памяти. В любом случае, только что изученную информацию необходимо закрепить, повторяя ее время от времени. Как и в спортзале, для укрепления мышц, упражнения повторяют 3 раза в неделю, на закрепление изученного материала можно тратить 20–40 минут, с определенным интервалом, который удобен для вас.
  • Накапливать контекст, чтобы знать не только то, как применять данную порцию информации, но и то, в какой момент ее применять. Необходимо выйти за рамки и искать применение материала в различных ситуациях.
  • Практиковаться в решении задач. Максимально использовать полученные знания, ведь процесс извлечения сведений из памяти сам по себе способствует более глубокому усвоению материала и помогает приступить к формированию порций информации

Помимо вышеприведенных идей, автор перечисляет и раскрывает дополнительные моменты (вред прокрастинации, польза сна и способы запоминания), о которых вы можете прочитать в книге.

На мой взгляд основными положениями книги является режим мышления, который может быть сфокусированным и рассеянным, и понятийные порции — фрагменты информации, имеющие общий смысл и использующиеся для построение рассуждений в процессе решения задач.

Книга будет полезна всем, кто испытывает трудности в изучении математики или просто хочет улучшить свой прогресс и иначе взглянуть на процесс обучения.

Что касается практической части, то в книге вы можете найти различные задачи, которые необходимо будет решить используя предложенные методы, ресурсы для тайм-менеджмента и более эффективного обучения.