Найти тему

"PORUS". История в сериале. Филипп и боги

Хотя династия Аргеадов и именовала себя "рожденными Зевсом", у них, и у Филиппа в том числе, всегда хватало здравомыслия с Громовержцем себя не отождествлять, равно как и заявления некоторых эксцентричных личностей, именующих себя сошедшим на землю Зевсом, всерьез не воспринимать. По этому поводу сохранилась занимательная история.

Жил в Македонии некий лекарь Менекрат. И то ли ему удавалось особенно удачно лечить пациентов, то ли сам он нуждался в том роде медицинской помощи, которую в те века не умели оказывать -- но возомнил он себя самим Зевсом. Филипп узнал о "божественном" лекаре из адресованного на царское имя письма, начинавшегося странной фразой: «Менекрат-Зевс желает Филиппу здравствовать». Царь ответил кратко и по существу: «Филипп желает Менекрату здравого ума». Менекрат, однако, не внял, и продолжал демонстрировать окружающим свою манию величия, и тогда Филипп решил поступить иначе.

Устроив очередной пир, царь пригласил на него Менекрата, для которого установили отдельное почетное ложе, окруженное курильницами для благовоний. Когда новоявленный Громовержец явился на пир, его усадили на почетное место и принялись окуривать фимиамом. Лекарь наслаждался... некоторое время. Пока не сообразил, что не худо бы и угоститься чем-то посущественней, вон, остальные приглашенные сидят за столами, вкушают разнообразные яства и пьют вино, а ему ничего кроме благовоний не предлагают... На попытку возмущения "гостю с Олимпа" немедля объяснили: ты же Зевс? Так чего тебе еще надо? Боги, как известно, насыщаются дымом жертвоприношений -- так сиди себе, нюхай ладан! Кончилось дело тем, что самозваное божество вскочило и возмущенно удрало с пира с криком, что над ним тут издеваются. «Так Филиппу остроумно удалось выставить напоказ глупость Менекрата», – пишет Клавдий Элиан.

Статуя Зевса в Ватикане. Судя по унылому виду божества, словно вопрошающего: "Ну, в чем дело?", возможно, ваяли с Менекрата
Статуя Зевса в Ватикане. Судя по унылому виду божества, словно вопрошающего: "Ну, в чем дело?", возможно, ваяли с Менекрата

Легко представить, что бы сказал Филипп Олимпиаде, если б она и впрямь принялась открыто распространяться насчет "Это не твой сын, а Зевса!". Впрочем, даже если забыть о том, что на момент рождения Александра отношения его родителей были вполне приличными, в действительности царица никогда не повела бы себя так, не желая в лучшем случае подвергнуться насмешкам и прослыть умалишенной, а в худшем - услышать от супруга вопрос, в чьем же обличье "Зевс" к ней захаживал. Это что ж за второй Менекрат нашелся?

Любовные утехи Зевса. Античное изображение
Любовные утехи Зевса. Античное изображение

Легенд об участии Зевса в рождении Александра в действительности две.

Первая имела распространенный в ту пору (да и позже) облик "вещего сна" и гласила, что в ночь зачатия Олимпиаде приснилось, будто в ее чрево ударила молния. Сновидение было истолковано мудрецами, как предвещающее рождение великого сына, чья жизнь будет блистательной, но краткой, подобно вспышке молнии. Как можно предположить, судя по сюжету, сочинялось это задним числом, уже после ранней смерти Александра.

Вторая, видимо, тоже относится к более позднему времени, скорее всего - завоевания Египта: та, где фигурируют змеи. Начало положили, я думаю, египетские жрецы, объявившие Александра сыном Амона-Ра, отождествляемого греками с Зевсом. Жрецы делали это с конкретной целью - они были несказанно счастливы, что избавились от персов, и искали путь объявить Александра фараоном, а для этого Геракл с Ахиллесом их не устраивали, требовалось прямое божественное происхождение. И неужто они прошли бы мимо такого символа власти фараона, как змей? Мнения греков, перетолковавших египетскую мистику в меру своего понимания, правда, расходились: то ли Зевс явился Олимпиаде в образе змея, то ли ручные змеи царицы охраняли опочивальню, пока с нею был Зевс. Полагаю, Олимпиаде история нравилась в любом случае.

"Соблазнение Олимпиады Зевсом", фреска палаццо дель Те, Дж. Романо, ок. 1530
"Соблазнение Олимпиады Зевсом", фреска палаццо дель Те, Дж. Романо, ок. 1530