Ребенок допоздна делает уроки? Мой метод ускорения

2K прочитали

Как ускорить бег?

Очевидно, что путем тренировок. Но если с бегом все очевидно, то с домашними заданиями …

Секрет Мастера

Лет 20 назад мой учитель сказал: “Люди думают, что есть какой-то секрет. Но весь секрет - много заниматься”.

А еще через пару лет я услышал от него: “Я знаю людей, которые очень много занимаются, а результата нет. Потому, что неправильно занимаются”.))

Оба утверждения верны, но чтобы применять, соединить их вместе нужно понимание.

Две стороны понимания

У монеты две стороны.

 сайта pixabay.com
сайта pixabay.com

Но чтобы удержать противоположные стороны вместе, существует третья “сторона”: образующая. Которая и делает монету монетой, а не картинкой на бумажке.

Понимание - это соединение противоположных понятий. А шизофрения (или школьное образование) - это лоскутное одеяло.

Ребенок долго делает ДЗ и поздно ложится спать ...

Ребенок тратит много времени на выполнение домашних заданий, поздно ложится спать, устает. Уставший, завтра он еще медленнее делает ДЗ и еще меньше спит …

Почему?

"Потому, что домашки задают ОЧЕНЬ МНОГО!"

Что думает Министр Просвещения

А вот Министр Просвещения Ольга Васильевна думает иначе.

Она считает, что дети до ночи просиживают за ДЗ потому, что страдают функциональной безграмотностью. По-простому - плохо читают.

Меня привычно тянет на иронию ...

Но в данном случае Министр Просвещения абсолютно права. Вот только не верю я в обещание решить эту проблему с помощью новых ФГОСов, которые вступят в силу в 2021 году ...

Чума 21 века: функциональная безграмотность

По словам Ольги Васильевой, функциональной неграмотностью поражены четверть школьников. Но по другим данным (PISA, Л.А.Ясюкова) не более 2-20% школьников старших классов умеют читать и понимают сложные тексты. А как же те, кто младше?..

Придется решать вопрос родителям.

Чтение (с сайта Pixabay)
Чтение (с сайта Pixabay)

Парадоксальная логика ускорения

Если ребенок медленно читает, следовательно, нужно поработать над скоростью чтения. ))

С такой логикой я встречаюсь в школе давно.

  • Началась она в начале 60-х с заменой способа письма “тонким перышком в тетрадь”, обмакивая перо в непроливашку, на “безотрывное”, то есть более быстрое (как бы) письмо.
  • Математику на ускоренное изучение перевели чуть позже, внедрив теоретико-множественный метод.
  • Теперь в начальной школе не только пишут, но и читают “на скорость”.

Попробуйте не выполнить норматив скорости чтения ... И тогда увидите, и тогда вам скажут (как говаривал Паниковский)).

Дети почти разучились читать

То есть читают-то они быстро, но понимают медленно. А потом вообще бросают попытки осмыслить прочитанное, переведя это в привычное непонимание.

Проведите эксперимент и убедитесь сами

Хотите убедиться сами? Попросите ребенка прочитать текст из учебника. И тут же попросите рассказать: о чем он? Своими словами. Поговорите, что это значит? А это - что? Что значат слова, какие мысли выражают предложения. А какая главная мысль текста?

Для пущей наглядности спросите, что он узнал на уроке сегодня? А какую тему прошел неделю назад?

И еще раз задайте себе вопрос: как можно думать о том, чего не понимаешь? Мышление - это оперирование образами, вообще-то. А если образы при чтении не возникают?

Попробуйте вытянуть из ребенка образы того, что он только-что прочитал. И причина “медленного мышления” станет для вас очевидна.

Образ непонимания - это отсутствие образов.

Как ребенок может быстро делать ДЗ, смысл которого не очень хорошо понимает? Даже понять само задание часто - проблема.

Лекарство для скорости

Итак: как ускорить выполнение ДЗ?

Так же, как и скорость пробегания стометровки. Тренировкой.

И теперь вы знаете, что именно нужно тренировать.

А тут я писал немного подробнее - как.

... Владимир Набоков говорил:

«Пусть это покажется странным, но книгу вообще нельзя читать — ее можно только перечитывать. Хороший читатель, читатель отборный, соучаствующий и созидающий, — это перечитыватель». В.Набоков

Это не прямолинейная ЛОГИКА, а парадоксальная. То есть работающая.

В юности мы с друзьями иногда шутили: “Послушай, что скажет женщина, сделай наоборот и получится как нужно”. Потом некоторые из нас поумнели.))

“Тише едешь - дальше будешь”.

Многовековая мудрость глубока ... Вот только понять ее с наскока не всегда получается.

Лайк? Подписка?