— Определись уже, что для тебя важнее?! — случается, что дети слышат подобное как от учителей, так и от тренеров.
Правильно ли это? И в чем основная трудность ребенка в такой ситуации? Давайте посмотрим его глазами, ведь успех во многом зависит от того, какая поддержка присутствует со стороны родителей.
Даешь повышенную нагрузку!
Регулярные тренировки требуют времени и физических сил. Учеба тоже, особенно в старших классах при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.
За примером далеко не пойду: последние два года у старшего сына довольно жесткий ритм жизни — попав в сборную края, совмещает учебу и профессиональный велоспорт.
Расскажу, насколько это тяжело физически:
- Ежедневные тренировки занимают 3 часа — проезжает 60-80 км при любой погоде.
- Такой режим держат 9 месяцев с одним выходным в неделю.
- Раз в год отпуск, закрывающий сезон — это 2-3 недели в ноябре.
- Ну и выездные сборы и соревнования — в среднем 4 раза в учебном году по 1-2 недели.
Режим в лицее при этом не менее насыщенный — с 8:00 до 14:00 шесть дней в неделю.
Плюс каждый день чередуем: либо репетитор, либо музыкальная школа — согласитесь, не слабо так.
А что с эмоциональным состоянием?
— Как чувствует себя подросток, от которого учителя ждут успеваемости в школе, а тренеры — высоких результатов в спорте? — спрашиваю у него.
— Чувствую тревогу, что не справлюсь либо с одним, либо с другим. Каждый говорит, что его сфера важнее остальных. Постоянно нахожусь «на распутье».
Мое наблюдение — пятнадцатилетний юноша в постоянном напряжении. Выложился на тренировке, а еще надо к репетитору и успеть сделать уроки.
Как мы чувствуем себя, когда боимся не выполнить что-то? Внутренний «напряг», «дедлайн» — знакомо?
Чувство ответственности для ученика и желание побеждать для спортсмена — это хорошо, но легко ли ребенку ежедневно быть в этом состоянии?
А тут еще «контрольный в голову»
От педагогов в основном. Знакомые до боли фразы метко попадают в точку напряжения:
- «Определись, не усидишь на двух стульях»
- «Займись чем-то одним!»
- «Два дела невозможно делать одновременно хорошо» и так далее.
фото
Должен ли ребенок выбирать между спортом и учебой?
По крайней мере тогда, когда он сам ещё не знает, на что «сделать ставку». Идти в спортивное будущее, или поступать в обычный ВУЗ?
Единицы знают наперед, кем они будут. Большинство подростков определяются в 10-11 классе, и это тоже не 100%.
Так как им быть?
Или это нам, родителям и педагогам нужно как-то БЫТЬ?
Например:
- Помогать развиваться ребёнку в том темпе, на который он способен, проявляя свой профессионализм в создании поддерживающей среды.
- Раскрывать, не перенапрягая морально, и учить экологично снимать напряжение. Подробнее об этом пишу ЗДЕСЬ.
- Объективно оценивать реальность будущего, ведь на самом деле никто не знает, что лучше для ребёнка, кроме него самого — важно наблюдать и направлять.
В случае моего спортсмена — проблема именно в эмоциональной перегрузке, а не в нехватке времени или физическом состоянии.
На подходе младшая «парочка» и я всерьёз задумываюсь о домашнем обучении.
Делитесь опытом, дорогие папы и мамы, кто проходил этот путь с детьми.
Уверена, что вопрос «болящий» не только для нашей семьи ;)
Как помочь своему «чемпиону» — написала ЗДЕСЬ
Больше полезных советов для спортсменов и их родителей — в других статьях на КАНАЛЕ.