Найти тему
ПИЛИ-РУБИ

Что выбрать: мотокультиватор или мотоблок?

Дачи, сады и огороды, которые имеют многие россияне, это не только возможность отдыхать на свежем воздухе, но и, часто, небольшое приусадебное хозяйство, дающее ежегодный урожай овощей и фруктов. Но для этого надо постоянно обрабатывать почву: рыхлить, копать, полоть, окучивать, делать грядки и т.д. А, если у вас частный дом с огородом или вы живете в сельской местности с большим участком земли? Без техники для обработки почвы: мотоблока или культиватора не обойтись.

Как выбрать мотокультиватор или мотоблок? Какие они бывают и чем отличаются? На эти вопросы мы ответим в данной статье.

Мотокультиватор – механизм для обработки почвы. Представляет собой раму с рукоятками, на которую монтируется двигатель и различное навесное оборудование: фрезы, плуг, окучники и др, позволяющие обрабатывать почву. Управление осуществляется с ручки.

Так чем же отличается культиватор от мотоблока? По сути – это одно устройство, просто мотоблок обладает более сложным устройством и как следствие бОльшим функционалом: позволяет использовать большой спектр дополнительного оборудования, что превращает его и в средство передвижения, снегоуборщик, газонокосилку, картофелесажалку и копалку и т.д. Так же мотоблок имеет большую мощность. Самые маломощные мотоблоки равны мотоблокам средней и верхней линеек по мощности.

Основные параметры при выборе культиваторов и мотоблоков.

- вид прибора, в зависимости от требуемых задач,

- мощность, измеряется в лошадиных силах (л.с.) и киловаттах (кВт) для мототехники и кВт для электрической техники,

- Ширина и глубина обработки почвы за один проход,

- дополнительные характеристики: количество скоростей, тип сцепления и редуктора, наличия шкива или вала отбора мощности, колеса, наличие фрез, тип сцепки и т.д.

По виду питания двигатели культиваторы бывают: электрические, аккумуляторные, бензиновые или дизельные.

Электрические и аккумуляторные культиваторы

электрический культиватор
электрический культиватор

Двигателем таких аппаратов является электрический мотор, который питается либо от розетки 220В, либо от аккумулятора на 40-80 В. Общим у культиваторов является небольшая мощность и ширина обработки почвы. Так электрические культиваторы не бывают больше 2 кВт, ширина обработки почвы до 40 см. Аккумуляторные культиваторы на одном аккумуляторе работают от 30 мин до 1 часа. Одно из главных неудобств электрических культиваторов – длинный провод от розетки, аккумуляторные лишены этого недостатка. Нет возможности использовать дополнительное навесное оборудование, только фрезы.

Поэтому такие культиваторы удобно использовать на небольших участках почвы до 6 соток, в парниках, для обработки грядок, обработки вокруг деревьев. Не подходит для целины, грубых, тяжелых, заросших земель.

Мотокультиваторы и мотоблоки

В качестве двигателя используется двух или четырехтактный бензиновый двигатель внутреннего сгорания. Делятся на:

Легкие культиваторы

легкий культиватор
легкий культиватор

Двухтактный двигатель, т.е. двигатель, в котором нет отдельной системы смазки и он смазывается смесью топлива со специальным 2Т маслом, ставится не маломощные мотокультиваторы до 2-3 л.с. Ширина обработки таким культиватором обычно составляет 40-60 см, глубина 20 см. Неудобством будет то, что необходимо будет готовить топливную смесь бензина и масла для 2Т двигателей. Такие культиваторы удобно применять для обработки земель до 6 соток, работы в теплица, на грядках. Они небольшие и маневренные, отсутствуют провода, в отличие от электрических, что делает их удобными на небольших участках.

Средние культиваторы

средний культиватор
средний культиватор

Культиваторами среднего класса считаются мотокультиваторы 3-6,5 л.с. Они весят около 40-60 кг. На них ставятся четырехтактные двигатели. Ширина обработки около 60 см, глубина обработки свыше 20 см. Таким культиватором удобно обрабатывать как средние участки, так и небольшие участки, грядки. Как правило они имеют 1-2 скорости, а т.к. же заднюю передачу. На них можно устанавливать плуг, окучник и другое навесное оборудование. Культиваторы данного класса самые популярные и наиболее всего подходят для большинства пользователей, т.к. имеют оптимальную мощность, легкое управление и доступную цену.

Тяжелые культиваторы и мотоблоки

мотоблок
мотоблок

Такие культиваторы имеют мощность от 6,5, вес более 60 кг, ширина обработки, как правило составляет от 80 см, глубина от 30 см. Имеют коробку передач с 2-4 скоростями вперед и 1-2 скоростями назад. Предназначены для обработки больших участков, тяжелых, целинных, заросших почв. Из массы и габаритов не очень удобно на небольших участках или для грядок. Бывают как в варианте культиватора, так и в варианте мотоблока. У некоторых производителей верхняя линейка называется мотокультиваторы, хотя по сути это мотоблоки. На них существует огромный выбор навесного оборудования, что сильно расширяет возможности культиватора.

Основное отличие мотоблоков от культиваторов является, то что в комплекте идут полноценные ездовые колеса, поэтому докупив или сделав самому прицеп можно превратить мотоблок в средство передвижение. Так же на мотоблоке в отличии от культиватора идет отбор мощности от двигателя через шкив (для этого на валу есть специальный свободный ручей для шкива) или полноценный вал отбора мощности, что позволяет ставить более сложное навесное оборудование, например, снегоуборщик, сенокосилку и т.д. По сути такие мотоблоки являются небольшими универсальными тракторами, особенно незаменимыми на селе.

При покупке стоит обратить внимание на трансмиссию и редуктор аппарата. Трансмиссия служит для передачи вращательного момента от двигателя к колесам.  Трансмиссия с редуктором бывают червячными, ременными, цепными, шестеренчатыми или комбинированными из данных видов.

Червячная трансмиссия используется на легких мотокультиваторах, у которых вал двигателя, как правило, располагается вертикально. Обладает низким КПД, нагревом, отсутствием реверса, поэтому легкие культиваторы не подходят для обработки целины.

Ременные, цепные, ременно-цепные наиболее распространенные и ставятся на средние культиваторы и мотоблоки. Вращение, как правило, передается с помощью ремня от двигателя на вал редуктора и далее с помощью цепного редуктора (цепи со звездой) на ось.

В шестеренчатой с помощью цилиндрических и конических шестерен, такая трансмиссия используется в тяжелых мотоблоках. Так же часто используют шестеренчато-цепную трансмиссию, что снижает стоимость мотоблока.

Еще существует много дополнительных деталей, на которые стоит обращать внимание: поворотный или нет руль, его регулировки, размер колес, количество фрез в комплекте и есть ли они в комплекте, тип сцепки под навесное оборудование, материал из которого сделан корпус редуктора и др.

Надеемся эта статья помогла вам определиться в выборе.