Найти тему
рустем сафиуллин

Программа разрушения. Ф.М.Достоевский

Многое уже сказано о Фёдоре Михайловиче Достоевском и его творчестве. Безусловно гениально, прозорливо, глубокая философия и красивый слог. Но в этот раз предлагаем взглянуть на творения писателя, в частности на роман Бесы, под другим углом.

Итак, первое заявление. На самом деле это не просто роман. Даже совсем не роман. Комплексная, многофункциональная, как швейцарский нож, программа. Программа разгрома Российской Империи. Инструкция, методические материалы и зомбирующие установки в форме литературного произведения. Телевидение распространилось лишь во второй половине ХХ века, а внушать различные идеи публике необходимость была всегда. Автор еще более гениален, чем всегда считалось. Зловеще гениален. Хотя, надо сразу заметить, что он не гений-одиночка. Он член группы заговорщиков. Он имеет единомышленников и соратников, среди которых многие известные и популярные писатели. И он не просто член группы. Он интегрирован в организм монстра, Силы, практически непреодолимой, наступающей на Россию с Запада. Петрошевцы, как и многие другие группы заговорщиков всего лишь ответвления от неё. От неё, разумеется, исходят и все установки практические и идейные. Писателю необходимо было вплести их в тело своих произведений, что он и делал мастерски.

Главная цель внедряемых идей – разрушение, тотальное разрушение государства и общества. Достижение справедливости и благ для народа – миф, не разоблачённый до сих пор, прикрытие, используемое уже много и много раз.

Обратите внимание, автор нигде не даёт оценок своим персонажам. И почему все решили, что название - Бесы относится к заговорщикам? Писатель лишь детально описывает характеры, мысли, взгляды и поступки персонажей. Предполагается, что читатель сделает выводы сам исходя из собственных моральных координат. Вам говорят: герои сражаются с врагами. Почему же многие сразу решают, что герои на их стороне, а враги на противоположной? Роман считался обличительным и реакционным только в силу того, что большая часть общества так его оценивала. А так ли это объективно? Убийство – тяжкое преступление с точки зрения и уголовного Закона и общечеловеческой морали. Да, это так. А убийство предателя на войне? Всё зависит на чьей Вы стороне. Попробуйте мысленно перенести все персонажи и события в иную среду. Все лица, поступки, события, диалоги перенесём в фашистскую Германию и оккупированные территории. Пётр Верховенский со товарищами при этом становится законспирированным бойцом сопротивления, получающий задания от Центра через Швейцарию. Как Штирлиц. Все представители высшего сословия превращаются в гитлеровских сторонников. Да, среди них есть те, которые сомневаются, иногда даже критикуют фюрера, позволяют себе либеральные мысли и высказывания. Но разве это делает им честь?

Какая же должна быть цель у Сопротивления? Победа! Только победа! Свержение существующего строя. Любой ценой. Победа или смерть! Только так можно победить в большой войне. Именно такую установку даёт Центр. Там не принимают уважительные причины, гуманные соображения. Там не прощаются ошибки, особенно сделанные по легкомыслию или недальновидности. Вот мы и видим идейную преданность делу, дисциплину и собранность Петра Верховенского. Целеустремлённость, энергия, преданность делу, готовность к риску борца с режимом Петра Степановича Верховенского разве не будет восхищать? Разве не будет правильным с его стороны стравливать представителей высшего общества друг с другом, вносить дезорганизацию, дискредитировать ключевые фигуры и подрывать моральный дух? Он герой! Он не жалеет себя, не расслабляется, деятелен и активен, рискует своей свободой и даже жизнью. Почему он должен жалеть предателя и отступника? Почему кто-то из бойцов может позволить себе самовольно прекратить войну?

Помните? Получив, шифровку из Центра, Штирлиц открывает условленную книгу на условленной странице и приступает к дешифрации. Молодые заговорщики XIX века, разрушители царского режима не смотрели фильмы про Штирлица, Джеймса Бонда и прочие «невыполнимые миссии», в то время даже ещё не читали работ В.И.Ленина и других опытных революционеров. Они не искушены в подпольной работе. Но для того, чтобы понять установки Центра им надо взять роман Бесы открыть его на первой странице и прочитать до конца. При этом книгу можно покупать и распространять совершенно легально. К тому же ещё прослыть интеллигентным любителем классической литературы. А соратники публично обвиняют автора в реакционности. Почему, как вы думаете?

Часто роман называют пророческим. Но это не пророчество, а Программа.

Помните диалог прорицательницы Пифии с главным героем из фильма Матрица:

«- И не переживай из-за вазы! говорит прорицательница.

- Какой вазы?

- Да этой!

Ваза падает и разбивается.

- Как Вы узнали? Спрашивает Нео.

Пифия отвечает:

- Думаю, что тебе интереснее другое. Разбил бы ты вазу если бы я не сказала?»

Нам интересно произошли бы в России драматичные исторические события, если бы не «пророчество» Достоевского. А также Белинского, Бунина, Тургенева и других.

Что же читатели узнают из романа. Поставлена задача создать сеть тайных групп по всей стране. При этом есть ряд требований к организации таких групп. Сплочённость, активность, железная дисциплина, фанатичная преданность делу. Соблюдение конспирации требует, чтобы члены группы не знали членов других групп. С Центром взаимодействует только лидер.

Отдельная тема – подбор кадрового состава. В романе чётко показано, кто как себя ведёт в деле и в случае разоблачения. Вам тоже очень пригодится это литературное произведение, если придётся формировать тайную пятёрку боевиков. Кого из персонажей возьмёте в группу? Они все есть в жизни.

Центру необходимо сформировать тысячи групп по всей стране. Десяток, другой или даже сотни потенциальных лидеров можно подготовить в Швейцарии. А как донести инструкции до остальных? Да и тем, кто прошёл очную подготовку не помешает иметь настольную памятку по формированию групп, идейным установкам, методам общественной подрывной работы. Как донести информацию в условиях полного отсутствия эффективных средств коммуникации? Письма просматриваются, печатные издания под цензурой. Секретные массовые издания сразу обнаружат. Отследив их распространение можно вычислить структуру всей организации.

Свои услуги предлагает (или ему поручают?) известный и талантливый писатель, чьё имя успешно раскручено соратниками по тайному обществу. Он создаёт легальное, художественное произведение – роман. В этом романе он как бы обличает бойцов невидимого фронта. Для пущей убедительности придумывает соответствующее название. Так, какие же будут варианты? Враги или Черти. А вот! Бесы! Да, Бесы! Очень хорошо. Убедительно. Но разве обиделись бы белорусские партизаны, если бы гитлеровский писатель, роман про них назвал бы Черти. Во-первых, посчитали бы за комплимент. А, во-вторых, прочитав роман поняли, что автор свой. Так интересно, изложил полезный для подпольной борьбы материал. Описание подрывной работы, ошибки при вербовке. Кроме того, текст романа пропитан ментальным ядом направленного действия. Он повергает в депрессию оплот существующего строя. У представителей правящих сословий вызывает чувство вины и безысходности, деморализует патриотов. Некоторые установки направлены на подсознание. Технология 25 кадра XIX века.

Роман Бесы, как и другие работы Ф.М.Достоевского, а также творчество его соратников было направлено на расширение так называемого окна Овертона, т.е. рамок допустимого. Сначала НЕМЫСЛИМОЕ, например, убийство безобидной старушки или студента, сделать в глазах общественности недопустимо радикальным, для того чтобы затем оно превратилось в допустимо радикальное ради чего-то великого, затем стало приемлемым и в конце концов необходимым. Брат на брата с топором ведь сразу не пойдёт. Надо постепенно, терпеливо и неотступно их к этому готовить.

Внедряемая идея такова. Справедливость может быть достигнута только за счёт уничтожения существующего строя, то есть власти, уничтожения представителей власти, уничтожения представителей высшего сословия, уничтожения тех, кто их поддерживает или просто мешает или устарел. Никто сразу не откликнется на призыв «давайте всё разрушим!». Изначально посыл должен быть благозвучным.

Логическая цепь выстраивается следующим образом:

1. Общество должно быть устроено справедливо.

2. В Российском общественном порядке есть несправедливость.

3. При существующем Порядке нет справедливости.

4. Необходимо уничтожить существующий Порядок.

5. Необходимо уничтожить тех, кто сохраняет Порядок.

6. Вообще всё надо «разрушить до основания».

Поскольку за Порядок отвечают в первую очередь Государь-император, дворянское сословие, то они подлежат уничтожению в первую очередь. Однако, круг тех, кто поддерживает существующий Порядок широк. Любой бухгалтер и инженер, не говоря уж о промышленниках и военных, своей добросовестной службой укрепляют государство. Таким образом, следуя заданной программе, общество неизбежно ввергается в саморазрушение, в гражданскую войну. Немыслимое к этому моменту уже стало восприниматься как необходимое. Брат идёт с топором на брата. Потом вспоминают: «а с чего всё началось?». Ах да, справедливости хотели. Как-то забылось в процессе, однако.

Как недвусмысленно даёт понять автор романа-методички, удар в первую очередь должен быть направлен на высшее общество, на лучших его представителей. Атаку следует производить как снаружи, так и изнутри. Организуются различные беспорядки, пожары и прочее. Всё это способствует наращиванию противостояния и ожесточению. Со стороны народа подрывается доверие к властям, не способным поддерживать порядок. Также, одновременно проводится следующая спецоперация. Войдя в доверие к Юлии Михайловне, супруге губернатора Петр Верховенский под видом помощи в организации светского массового мероприятия делает всё, чтобы дискредитировать её в глазах высшего общества. Как результат – недовольство, разлад и деморализация.

Отдельно стоит остановиться на центральном персонаже романа - Николае Всеволодовиче Ставрогине. Это настоящий вирус разрушения, внедрённый в тело высшего общества изнутри, «…зверь вдруг выпустил свои когти».

Красивый молодой человек, офицер, потомственный дворянин, богатый и с надеждами. Так описывает его автор. Смертоносный вирус для быстрого и глубокого внедрения должен выглядеть безупречно. Поэтому Петр Степанович как лидер подрывной группы в данном регионе так заинтересован в дальнейшей раскрутке и продвижении Ставрогина. Действительно Николай Всеволодович при тайной поддержке Верховенского и его соратников, а также благодаря своим связям и своему положению в обществе мог бы подняться до больших высот. Однако, Верховенский допустил ошибку, которую детально разбирает писатель-инструктор. Ошибка подбора кадров. И группа была сформирована из ненадёжных людей, не преданных Делу по-настоящему. И делать ставку в борьбе с дворянством на потомственного дворянина было опасно.

Идея разрушения материализовалась внутри самого Ставрогина. Вероятно, под влиянием своего воспитателя – Степана Трофимовича, молодой человек с малолетства впитал либеральные ценности: справедливость, свобода, равенство, братство и прочее. Затем, возможно позднее, на эти идеи наложилась ложная установка, что достижению свободы мешает существующий порядок и правящее сословие. Внушение могло делаться и в других местах. Являясь представителем видного дворянского рода, в его подсознании возникла установка бороться с самим собой. Можно не погружаться глубоко в психоанализ, но очевидно, в Ставрогине был внутренний конфликт, который стал следствием подсознательного стремления к саморазрушению. Только таким стремлением можно объяснить приступы «дикой разнузданности» и неадекватного поведения. Это саморазрушение, не иначе. В подтверждение его собственные мысли (мысли автора о себе самом), а также и печальный финал.

Таким образом, не стоило возлагать роль лидера на представителя высшего сословия. Даже на посвященного в Дело. А вот роль разрушительного вируса ему удалась. С учётом его положения в обществе и с его неадекватностью, стремлением к саморазрушению, его лучше сравнить с разрывным снарядом, да ещё и со смещённым центром тяжести. Мгновенное мощное разрушительное воздействие с непредсказуемой траекторией. Такие люди тоже нужны для борьбы. Как таких селекционировать, как надо использовать и как не надо Достоевский тоже описал вполне подробно.

К слову. Достоевский сам был таким. В его натуре также было зашито внутреннее стремление к саморазрушению. Он играл чтобы проигрывать. Он не мог быть богатым, разгуливая с довольным и лоснящимся лицом. Не мог быть важным меценатом раздавая пожертвования. Вероятно, в несколько гротескной форме, он описал себя в образе Ставрогина, и кстати, возможно и Раскольникова. Обладая потрясающим талантом, он был идеален для написания художественной программы разрушения. По этой причине его, вероятно, заметили и помогли с публикациями.

Показав ошибки. Показав на кого, не надо делать ставку в борьбе, хороший инструктор должен показать правильное направление действий.

Итак, персонаж по имени Эркель. Один из членов тайной группы. Он молод, он гимназист. За ним, за такими как он будущее. Это понятно сразу без лишних слов. Во-первых, идейно фанатично предан Делу. Непоколебим. Морально-нравственные нормы общества, в котором он существует не сбивают его с пути. Без жалости повёл он человека на казнь. Человека, только что обрётшего счастье. Ради высшей цели, ради Дела. Не было ни личной неприязни, ни корысти или страха. «Ничего личного». Сейчас бы сказали биоробот или зомби. Деятельно проявил себя и во время убийства. Не стоял в стороне. Достойно держался на допросе и никого не выдал. В отличии от мягкотелых, трусливых, корыстных, неумных соратников, показанных читателям, очевидно, для сравнения. Этот персонаж должен был вызывать симпатию. Он любит маму. Посылает ей последние деньги. При этом бережлив и аскетичен в жизни. Даже Суд к нему относится снисходительно.

Это ли не инструкция? Смотрите, каким должен быть боец-революционер, и каким он быть не должен. Методический материал по подбору кадров. По подбору и «правильному» воспитанию совсем молодых. Программа взращивания героев-фанатиков будущей кровавой бойни. Не предсказал писатель, а проинструктировал и запрограммировал своих соратников-современников и соратников будущих.

Уж, наверное, Бланк Мария Александровна тоже прочитала роман Бесы, в момент выхода которого, маленькому Володе был всего годик или около того. Она, разумеется, знала, как воспитывать своих детей, но рекомендации этого литературного произведения, конечно же, не были лишними.

К 1917 году ударный отряд революции был сформирован. Во главе стояли взращенные в соответствии с программной установкой повзрослевшие и закаленные эркели. Они весьма известны. Именами многих из них были названы города и улицы.

Может ли быть так, что Федор Михайлович не имел умысла составлять зловещую программу? Возможно ли, что он хотел написать лишь роман, раскрыть характеры, а получился, совершенно непреднамеренно, инструмент разрушения? Нет, определенно, намерение было.

Фёдор Михайлович Достоевский – мыслитель, глубокий мыслитель. Если цель литературного произведения бороться с бесовством, то, безусловно, необходимо показать как. Если в реальной жизни нет способа борьбы с ним, то талант писателя для того и нужен, чтобы этот способ придумать и изобразить. Как должны были поступать Варвара Петровна, губернатор, их окружение чтобы нейтрализовать бесовские чары? Ответа нет.

Вы просто детально описываете зло? Думаете достаточно только показать его публике, и оно само собой исчезнет? Вы либо соучастник зла, либо равнодушны, либо смирились с ролью жертвы и желаете, чтобы остальные поступили также. Где положительный и сильный герой? Его не должно быть в романе, чтобы не нарушить запланированный финал? Он не должен появиться и в жизни, чтобы не нарушить ход программы? Роман просто идеален для того, чтобы посеять уныние и чувство безысходности.

Автор упоминает в романе некий Центр. Только упоминает. Он как один из членов тайного кружка знает, что нити уходят вверх и за пределы. Изобличая бесовство, логично было бы и попытаться изобличить источник разрушительных идей. Но нет. Вероятно, Достоевский не делает этого в силу убеждений, либо имеет представление о том, чем кончаются лишние откровения и таким образом даёт понять ученикам о чём не следует говорить и спрашивать. Он знает какая опасная Сила дергает за эти нити. Силу эту можно сравнить с гравитацией чёрной дыры. Непреодолимая, всеобъемлющая, вечная. Чёрная дыра, потому что в центре её ничего нет. Будь там самый сильный и жестокий правитель, у него было бы мировоззрение, а значит и уязвимые места. Но там нет уязвимостей, нет мыслей и воззрений. Только полное и безоговорочное стяжание. Надо ли что-либо противопоставлять ей, чтобы восстановить баланс или всё идёт правильно? Осознав назначение романа, однако, не будем ни осуждать, ни оправдывать его автора. Как поступать не ясно. Мы не знаем намерений Планировщика и дальний умысел его нам не виден.