Рано или поздно все родители сталкиваются с детским попрошайничеством: "Купи! Нет, купи! Не купишь? Аааа!" Что проще: уступить или устроить воспитательный момент? Купить, конечно, проще. Но вместе с брешью в кошельке многие мамы и папы с грустью обнаруживают, что их дети не испытывают ни малейшего уважения к деньгам.
⠀
КОГДА ПОРА?
⠀
Мне часто задают вопрос: с какого возраста нужно приучать ребенка к деньгам? Всегда хочется ответить известной фразой: «Сколько вашему ребенку? Десять? Вы опоздали на десять лет!» И пусть не с младенчества, конечно, но воспитание финансовой состоятельности начинается, когда ребенок впервые обратил внимание и заинтересовался деньгами или тем, что с ними связано. У каждого свой срок, но он всегда приходит раньше, чем мы думаем. Обратите внимание: дети очень рано заменяют "дай" на "купи". Вот с первого "купи" и надо начинать.
⠀
Главное, не забыть объяснить, что значит купить! Я встречала детей, у которых "купи" отдельно от денег. Для них купить — это значит взять в магазине то, что понравилось. Так вот- это не "купи". Это снова "дай". А потакание ему — взращивание эгоизма.
⠀
Правильное "купи"- это когда вы подходите с ребенком к прилавку, называете вслух цену вещи и начинаете рассуждать, сколько денежек у вас в кошельке, дорого стоит вещь или нет, насколько ее цена соответствует качеству и потребностям вашей семьи, как вы зарабатываете деньги и можете ли позволить себе купить. Здесь главное: простота, доброжелательность и конкретика. А что нельзя? Нельзя огрызаться, срываться на ребенке, если у вас нет денег на вещь. Он же не виноват, что ему хочется. Поэтому, если отказываете, то обязательно с рассуждением о том, почему нельзя, и хотя бы через раз при отказе покупайте что-нибудь незначительное в качестве компенсации, чтобы ребенок не чувствовал себя совсем уж обделенным.
⠀
БУДЕМ ЛЕГЧЕ!
Уважение, работа, ответственность, труд... Кого угодно от таких слов «загрузит». И ребенка в том числе. А деньги — это не только бумажки и пластик, кредитные обязательства и заработная плата. Это еще и радость, шалости, красивые вещи, вкусная еда. Плохо, когда человек живет
только одними удовольствиями. Но также плохо, если он вырастает трудоголиком, не способным потратить на себя лишнюю копейку. Поэтому стремитесь, чтобы разговоры о деньгах были правильными, но легкими.
Например, с деньжатами можно пообщаться. Предложить ребенку выбрать свою любимую купюру (обязательно новенькую, хрустящую) и назвать ее волшебной. Хранить в шкатулке и нашептывать ей желания (метод подходит для детсадовской малышни, еще не потерявшей веру в Деда Мороза и добрую фею).
Любопытно, что многие взрослые люди совершенно не помнят, что нарисовано на деньгах страны, в которой они живут. На своем базовом семинаре "Деньги"я частенько даю простенькое задание: воспроизвести по памяти денежную купюру. И многие не могут... О чем это говорит? Не только о банальной невнимательности, но и о том, что люди стремятся как можно быстрее избавиться от денег, едва они попадают в руки.
Но чтобы деньги "руки не жгли" их нужно чаще и дольше держать в руках. Разглядывать, запоминать, зарисовывать по памяти. Для ребенка, это, кстати, очень полезно - память развивает. Да и взрослому хоть раз в жизни не мешало бы.
О КОШЕЛЬКЕ
Обычно родители делятся на две категории: те, кто дает совсем маленьким детям свои кошельки "поиграть", и те, кто суматошно вырывают деньги из рук, мол, грязные. В первом случае отношение ребенка к деньгам обесценивается. Деньги - это сакральная энергия. Кошелек - вместилище сакральной энергии. По-хорошему, к нему даже сам владелец должен испытывать благоговейный трепет, а уж ребенок и подавно.Архетипический аналог кошелька - сокровищница.
А у детей, особенно у маленьких, в возрасте до 7 лет, сознание мистическое. Они, в отличие от нас, взрослых, не верят в чудо - он точно знают, что чудо есть. И если они поверят в волшебную лампу Аладдина, у них не будет проблем с ощущением богатства, внутренним правом на него, они никогда не променяют золото на дешевую бижутерию и не согласятся на фальшивку ни в чем - ни в материальном мире, ни в мире отношений.
А если отнимать у ребенка деньги и называть их "грязными" - эффект обратный. Презрение, страх, ощущение грязи на руках - вот то, что можно таким образом привить. Поэтому, если вы считаете, что ребенку, поддержавшему в руках купюру, стоит помыть руки, предложите ему это сделать по какой-то другой причине, не акцентируя внимания на деньгах.
ДУМАЕМ О МОТИВАЦИИ
Каждый родитель хотел бы для ребенка обеспеченного будущего. А это значит - надо прививать любовь, или, хотя бы, ответственность к учебе, к которой многие дети относятся без всякого энтузиазма. Что же делать? Некоторые, начитавшись западных психологов, стали вводить для детей материальное поощрение. Получил хорошую оценку - вот тебе денежка. Плохо выполнил контрольную - останешься без поощрений (или открывай копилку и сам внеси денежку в семейный бюджет). Естественно, у подхода есть противники, мол, нечего спекулировать на святом. А на самом деле все зависит от среды, в которой воспитывается ребенок, от его характера, способа мышления.
Любой ребенок видит, как зарабатывают деньги родители, и строит свою систему ценностей, отталкиваясь от семейной. Если родители - бизнесмены, в доме постоянно ведуться разговоры о сделках, договорах, поставках, налогах, то есть витает дух предпринимательства, ребенок спокойно усваивает такую модель отношений и готов включаться в процесс зарабатывания денег как можно скорее. Ну а если мама выдает сыну-подростку деньги на экскурсию точные до копейки? Можно надеяться, что такой маме повезет и у нее родился новый Билл Гейтс. Но, скорее всего, у ребенка тоже будут трудности в отношениях к деньгам, и тогда никакие финансовые поощрения не будут ему интересны. Он просто не будет знать, на что потратить заработанные средства.
Поэтому, главный критерий правильного воспитания, - естественность. Не умеете сами и пока еще не уверены в себе? Читайте книги о финансовой успешности, посещайте тематические семинары и заговаривайте о деньгах с детьми только тогда, когда будете знать, что сказать. Все должно быть в меру. Иногда стоит без всякого повода сделать подарок, чтобы ребенок поверил: тяжкий труд не единственный способ обретения благ. Или отказать о покупке, если отрока "заносит", даже если сумма, которую он просит, для вас пустяк.
Елена Шубина
психолог, тренер финансовой успешности
_______________________________________________
Консультации Елены Шубиной:
- 20 и 21 декабря в Москве;
- 23-27 декабря в Риге и всегда онлайн!
Подробнее: +7 9175482248 (WhatsApp, Viber, Telegram)
♥ ♥ ♥ ♥ ♥ ♥ ♥ ♥ ♥ ♥ ♥ ♥ ♥ ♥ ♥ ♥ ♥ ♥ ♥ ♥ ♥ ♥ ♥ ♥ ♥ ♥ ♥ ♥ ♥ ♥ ♥ ♥ ♥
Подписывайтесь на наш канал ⬆️
Пожалуйста, если вам нравятся наши материалы, не забывайте ставить ❤️ Мы пишем добрые статьи и хотим, чтобы их читало больше людей 🙏 Спасибо! 💞💞💞 Вы лучшие!!!