6,6K подписчиков

Имитации группы "Queen"

1,7K прочитали

Я уже писал о заимствовании чужого музыкального материала группой Queen в песне "We Will Rock You". И это именно заимствование, не цитирование.

Я уже писал о заимствовании чужого музыкального материала группой Queen в песне "We Will Rock You". И это именно заимствование, не цитирование.

В традициях классической музыки приём цитирования сочинений других авторов широко распространён. Повторение чужого тематизма может быть буквальным, "дословным". Так, например, Дмитрий Дмитриевич Шостакович в Пятнадцатую симфонию включает и мотивы из оперы "Вильгельм Телль" Джоакино Россини, и "секвенцию судьбы" из "Кольца нибелунгов" Рихарда Вагнера, и интонации элегии Михаила Глинки "Не искушай меня без нужды". Такие приёмы использования тематических фрагментов глубоко связаны с содержанием симфонии.

В третьей части своей "Симфонии" Лучано Берио не только полностью цитирует скерцо Второй симфонии Густава Малера, но и прерывает его другими фрагментами из произведений более чем ста композиторов, от Баха до Булеза, и каждая цитата искусно согласована с партитурой Малера.

Вернёмся к Фредди Меркьюри. Он также успешно применяет эту технику.

В грозных гитарных пассажах вступления песни "Death on Two Legs" Меркьюри цитирует интонации из шедеврального саундтрека к хичкоковскому "Психо" американского композитора Бернарда Херрманна. И это совершенно оправдано. Ведь песня представляет собой послание бывшему менеджеру группы Норману Шеффилду, с которым был конфликт относительно распределения денежных средств.

Наверняка какой-то смысл имело цитирование Меркьюри в начале песни "It’s a Hard Life" мотива, основанного на строчке "Ridi, Pagliaccio, sul tuo amore infranto!" ("Смейся, паяц, над разбитой любовью!") из оперы "Паяцы" Руджеро Леонкавалло.

Вообще, Меркьюри никогда не скрывал, что изучал теорию музыки и был хорошо знаком с творчеством выдающихся композиторов. И потом, использование приёмов академической музыки – неотъемлемое свойство прогрессивного рока, можно сказать его родимое пятно. Прогрессивный рок всегда стремился к утопической цели – объединению "высоких" и "низких" ценностей в новой форме музыкального искусства. То или иное присутствие классики в рок-музыке выражается в трёх моделях.

Это - или обработка (транскрибирование) классического произведения, или цитирование каких-либо его фрагментов, или же использование формы.

Фредди Меркьюри добавил четвёртую модель: имитацию классики.

В академической музыке это также распространено и называется стилизация.

В качестве примера можно привести интермедию "Искренность пастушки" из третьей картины "Пиковой дамы", написанной Петром Ильичом Чайковским в стиле музыки Моцарта и Бортнянского. Или блестящую барочную стилизацию Альфреда Гарриевича Шнитке ("Сюита в старинном стиле").

В творчестве Quenn больше имитации классики, чем самой классики, а такие композиции как "My Fairy King", "The March of the Black Queen" и особенно псевдоопера "Bohemian Rhapsody" являются своеобразными вызовами академическому искусству:

Мы тоже так можем!

Ник Брей (Nick Braae) в своих исследованиях "королевского" музыкального наследия отмечает, что в партии фортепиано композиции "Love of My Life" Меркьюри имитирует и одновременно упрощает барочный стиль Иоганна Сеюастьяна Баха из Прелюдии № 15 соль мажор (BWV 884), используя три голоса вместо четырёх.

В гитарном соло песни "Millionaire Waltz" чётко изображается венский вальс, в котором прослеживаются очевидные параллели с вальсом "Венская кровь" (соч. 354) Иоганна Штрауса-сына.

А сколько статей написано о "Bohemian Rhapsody"! Музыка этой пародии на классическую оперу разобрана посекундно. См., например, анализ Илианы Велеску (Iliana Velescu).

Уже без Queen, Меркьюри выпускает крайне слабый сольный альбом "Барселона" с привлечением испанской сопрано Монсеррат Кабалье. Движущей силой опять стала идея соединить несоединимое: поместить академический вокал в прокрустово ложе рок-музыки.

А в песне "The Fallen Priest" музыкант использует секвенции коды из первой части Второго фортепианного концерта Сергея Васильевича Рахманинова.

Дорогой читатель, чтобы не затеряться в океане нот - сохраните себе постоянно пополняющийся каталог канала.

При комментировании, пожалуйста, будьте вежливы!