Найти в Дзене
Владимир

60 лет РВСН. Первый учебно-боевой пуск БЖРК. ( декабрь 1996 г.)

Оглавление

60 лет РВСН.

Первый учебно-боевой пуск БЖРК.

( декабрь 1996 г.)

У каждого в жизни есть события, которые запоминаются навсегда .Они являются этапом в жизни. Одним из таких событий для меня стал пуск с БЖРК, «моего» БЖРК , где я отвечал за техническое состояние всей техники , начиная с фекального бака заканчивая системой управления ракеты .

-2

Боевой железнодорожный ракетный комплекс «Молодец» ( 15П961) был впервые поставлен на боевое дежурство в 1986 году ( БЖРК № 1 , место дислокации г. Кострома ). До этого в эксплуатации был его предшественник ( учебный БЖРК 15П952).

Гарантийный срок эксплуатации комплекса15П961 составлял 10 лет.

После истечения гарантийного срока согласно технической документации на комплекс необходимо было продлить гарантийный срок или снимать комплекс с эксплуатации.

Для других ракетных комплексов стратегического назначения ( например шахтный ракетный комплекс 15П720 с ракетой 15А20) гарантийный срок эксплуатации неоднократно продляли ( с 10 лет до 40 и даже 50). Для продления сроков эксплуатации этих ракетных комплексов был разработан и неоднократно опробован порядок ( регламент) таких работ. Документация была разработана и проверена в работе.

Продление гарантийного срока эксплуатации БЖРК должно было пройти в первый раз.

Для проведения этих работ был разработан комплекс документации ( ещё на стадии введения комплекса в эксплуатацию и постановки на боевое дежурство),но практических работ по данной документации не проводилось.

Согласно технической документации по продлению срока эксплуатации БЖРК кроме анализа неисправностей и отказов оборудования за прошедшие 10 лет необходимо было провести учебно –боевой пуск (УБП) 2-х ракет имеющих 10-летний срок эксплуатации .

Для проведения УБП были отобраны 2 ракеты , выпущенные производственным объединением «Южмаш» в 1986 году.

Одна из ракет находилась на вооружении БЖРК № 1 ( Кострома). Вторая на вооружении БЖРК № 5 (161 рп, Бершеть).

Главным управлением эксплуатации ракетного вооружения (ГУЭРВ) ракетных войск стратегического назначения было разработано несколько вариантов проведения пуска ракет.

1. Ракеты снимаются с БЖРК №№ 1,5 и доставляются на Северный полигон ( г. Мирный).

Здесь ракеты поочередно загружаются на пусковой модуль 15П761 ( имеющийся в испытательном управлении БЖРК полигона) и проводят пуск с этого пускового модуля.

2. Ракета снимается с БЖРК № 5 ( Бершеть) . Транспортируется в Кострому и устанавливается на БЖРК № 1. На БЖРК № 5 устанавливается новая ракета из арсенала.

БЖРК № 1 совершает марш из Костромы на Северный полигон ( г. Мирный) и с 2-х пусковых модулей 15П 761 совершает пуск поочередно.

3. Ракета снимается с БЖРК № 1 ( Кострома) . Транспортируется в Бершеть и устанавливается на БЖРК № 5. На БЖРК № 1 устанавливается новая ракета из арсенала.

БЖРК № 5 совершает марш из Бершети на Северный полигон ( г. Мирный) и с 2-х пусковых модулей 15П 761 совершает пуск поочередно.

Проведение учебно-боевых пусков с пунктов постоянной дислокации и маршрутов боевого патрулирования было запрещено положениями договора об ограничении стратегических вооружений ( СНВ-2).

Обследования пускового модуля 15П761 испытательного управления БЖРК Северного полигона установило , что пусковой модуль к проведению пуска не готов.

За годы с 1991 по 1996 пусковой модуль не использовался, т.к. работы на нем были закончены в 1991 году. За это время ( а это годы перестройки ) многое было разграблено и приведено в негодность.

Первый вариант отпадал.

Оставались следующие 2 варианта.

Офицеры ГУЭРВ неоднократно ( в том числе и при командировках в Бершеть и Кострому) оценивали техническое состояние и уровень подготовки личного состава БЖРК № 1 и №5.

После анализа этих данных было принято решение о проведении пуска с БЖРК № 5 ( 161 рп).

Пуск должен был состоятся в декабре 1996 года.

Подготовка к пуску началась летом 1996 года.

В августе 1996 года в 52 рд на техническую позицию пункта постоянной дислокации прибыл транспортный вагон с ракетой из Костромы.

Начались работы по выгрузке ракеты из мобильной пусковой установки и загрузке другой ракеты ( прибывшей из Костромы) на БЖРК № 5.

Работы проводились в сооружении № 1 технической позиции ППД.

Контроль работ осуществляли главный инженер дивизии и представитель управления эксплуатации ракетного вооружения армии .

Здесь начались неприятности.

Когда работы по перегрузки были закончены, все с облегчением вздохнули и были готовы убыть с технической позиции неожиданно в пусковом модуле сработала пожарная сигнализации.

В вагоне-дизель электростанции 15Т273 возник пожар.

Хочу выразить большую благодарность начальнику отделения технологического оборудования группы подготовки и пуска.

Он единственный из всех не растерялся при данной ситуации и успел включить в ручном режиме систему пожаротушения в вагоне-дизель-электростанции. Система сработала успешно и пожар был потушен.

Если бы этого не произошло ( не был бы потушен пожар) последствия были бы непредсказуемы .

Рядом с местом возгорания в вагоне находился запас дизельного топлива для дизель-агрегатов ( около 60 тонн), а в соседнем вагоне твердотопливная ракета ( 100 тонн тротила).

После проветривания агрегата ( тушение проводилось с использованием газа) я и капитан в изолирующих противогазах провели осмотр состояния оборудования агрегата 15Т273.

Увиденное внутри агрегата очень впечатлило. Стойки аппаратуры электроснабжения были оплавлены ( температура плавления металла 1200 градусов).

Под стойками на полу были наплывы расплавленного металла.

Как потом выяснилось причиной пожара были электролитические конденсаторы большой мощности.

При перегрузке ракеты питание было полностью отключено, а после окончания перегрузки при подаче питания данные электролитические конденсаторы начали взрываться и при этом происходили короткие замыкания. Это и явилось причиной пожара.

Но подготовка к пуску продолжалась.

Начались работы по восстановлению агрегата. Работы велись круглосуточно.

Большую помощь в восстановлении оказали представители промышленности, которые как и мы работали сутками.

Особо хочется отметить представителей ПО «ЮрМЗ» , представителя Новосибирского электромеханического завода и многих других ( прошло уже много лет и не всех помню).

Запомнилась работа офицеров и сотрудников 8 группы ( группа хранения ) технической ракетной базы.

Они не только выдавали необходимое для замены оборудование, но и доставляли его на комплекс. Хотя это не входило в их обязанности.

Руководство работами осуществлял со стороны управления ракетной дивизии заместитель главного инженера дивизии по БЖРК.

В течении круглосуточной 2-х недельной работы техническое состояние агрегата 15Т273 ( дизель –электростанция ) было восстановлено.

Началась подготовка комплекса БЖРК № 5 (161 рп ) к совершению марша на Северный полигон ( станция Плесецк).

Трудность заключалась в том, что с 1991 года согласно договора СНВ-2 ( в котором американцы настояли на запрете выходов БЖРК на маршруты боевого патрулирования) ни один из БЖРК не покидал пункты постоянной дислокации.

Машинисты тепловозов групп движения не были допущены к движению по данному маршруту. ( Бершеть -Плесецк).

-3

Большую работу по согласованию маршрута движения с представителями министерства путей сообщения проделали заместитель командира дивизии ( а в дальнейшем он и следовал с нами на БЖРК до ст. Плесецк ) и старший инженер службы вооружения полка .

Подготовка к пуску заключалась не только в технической готовности техники и готовности маршрута, необходимо было на все время движения и нахождения на Северном полигоне обеспечить личный состав питанием, вещевым имуществом и прочими бытовыми принадлежностями , организовать заправку тепловозов и дизель агрегатов дизельным топливом и маслом.

Тут нельзя переоценить заслуги помощника командира 161 рп по МТО .

В эти годы перестройки ( 1991- 1997 г.г. ) , когда проблемы со снабжением продовольствием, вещевым имущества и ГСМ стояли очень остро, он сумел обеспечить продовольствием, вещевым имуществом и ГСМ весь личный состав дежурной смены и все агрегаты не только на период марша до ст. Плесецк, но и на весь период подготовки, проведения пуска, восстановления после пуска и марша на пункт постоянной дислокации.

Начался марш на станцию Плесецк .

-4

Особых впечатлений марш не оставил. Мы были внутри вагонов. Все окна закрыты бронешторами. На стоянках разрешалось выходить только машинистам тепловозов, командиру полка и отделению охраны.

Единственное впечатление –это звук вагонов с ракетами ( вес более 120 тонн) при движении 120 километров в час по железной дороге. Никакой другой поезд с таким звуком не движется.

-5

По прибытию на станцию Плесецк нас встретили начальник полигона и представители испытательного управления БЖРК полигона : начальник управления , его заместитель ( кандидат технических наук, лауреат государственной премии за разработку БЖРК) и другие.

-6

Со станции Плесецк комплекс проследовал на техническую позицию испытательного управления, где нам предстояло провести работы по подготовке к проведению пуска.

Уже на следующий день 2 пусковых модуля ( агрегаты 15П761) были установлены в сооружение № 1 ( испытательный корпус ).

Весь личный состав проживал все 3 месяца в бытовой зоне комплекса.

-7

Было проведено установочное совещание, где присутствовали представители испытательного управления, испытательной части , представители промышленности и естественно мы.

Совещание проводил начальник полигона.

На совещании был доведен объем и график проведения работ, мы были представлены друг другу.

-8

Главной особенностью проведения учебно-боевого пуска с целью продления сроков эксплуатации комплекса было определение качества работы всех агрегатов комплекса при пуске и самой ракеты при полёте.

Для этого было необходимо на все агрегата и системы мобильной пусковой установки и в приборный отсек ракеты установить приборы и датчики, которые при работе систем будут отслеживать их работу.

-9

Для того чтобы установить эти приборы и датчики пришлось разобрать все системы мобильной пусковой установки и приборного отсека ракеты и снова собрать но уже с установленными приборами и датчиками .

-10

Здесь работали все: и представители промышленности, и представители испытательного управления , и представители испытательной части и конечно личный состав нашей части .

-11

В связи с тем, что документация по установке всех этих датчиков была только разработана, но не опробована на «железе» многие работы приходилось выполнять по несколько раз, внося каждый раз изменения в документацию.

Для регистрации данных от датчиков силами испытательного управления была создана передвижная измерительная лаборатория на базе обычного железнодорожного вагона .

Работы по созданию передвижной измерительной лаборатории возглавил начальник управления измерений полигона.

Когда было принято решение о проведении учебно-боевого пуска в испытательном управлении проверили готовность стартовой позиции .

Итоги проверки были очень неутешительные. Измерительная лаборатория на стартовой позиции, которая функционировала в период проведения работ до 1991 года, была разрушена, оборудование всё уничтожено. От измерительной лаборатории осталось одно здание.

Управлением полигона было принято решение о создании передвижной измерительной лаборатории.

-12

Все работы по созданию передвижной испытательной лаборатории возглавил начальник управления измерений. Благодаря ему передвижная измерительная лаборатория была создана и выполнила свои функции в полном объеме при проведении пуска.

-13

После установки датчиков были проведены автономные проверки и испытания систем и агрегатов. Проверялось всё:

-системы электроснабжения,

-14

- дизель-агрегаты,

-15
-16
-17

- технологическое оборудование пусковой установки ,

-18
-19

- системы связи и другое.

После проведения автономных испытаний начались комплексные проверки и испытания всего оборудования и систем( электроиспытания), совместно с передвижной измерительной лабораторией.

Здесь тоже не всё шло гладко.

При проведении электроиспытаний вышел из строя главный командный прибор системы управления ракеты. Пришлось его заменить.

При повторном проведении электроиспытаний снова произошла такая же ситуация.

При анализе результатов было выявлено, что при записи данных о координатах точки проведения испытаний они были внесены неправильно.

Номер точки испытаний был указан как номер точки испытательного корпуса полигона, а её координаты – как координаты испытательного корпуса пункта постоянной дислокации 52 рд.

После исправления этой ошибки все электроиспытания прошли нормально.

Кстати, на исправление этой ошибки в исходных данных пришлось запрашивать разрешение Главного штаба РВСН.

Все эти неисправности затянули время подготовки к проведению УБП.

В связи с этим последние две недели перед пуском работы проводились круглосуточно.

Спать приходилось по 2-3 часа в сутки.

Для постоянного контроля и организации работ офицеров полка большую помощь оказали заместитель главного инженера дивизии, представители службы вооружения дивизии и другие.

-20

Но, не смотря ни на что, к назначенному сроку пусковые установки были готовы к проведению УБП.

-21

Пока шла подготовка мобильных пусковых установок к УБП боевые расчеты подготовки и пуска в составе:

первый боевой расчет

- командир полка и командир группы подготовки и пуска

второй боевой расчет:

-старшие инженеры группы подготовки и пуска .

-22

проводили тренировки в учебном центре полигона.

-23

Все операции по подготовке к пуску были отработаны ими до автоматизма.

Пуск планировалось провести с задержкой по времени. Задержка по времени необходима была для эвакуации расчета подготовки и пуска с пусковой остановки для безопасности расчета.

За 2 дня до назначенной даты УБП мобильные пусковые установки совершили марш на стартовую позицию.

-24

По прибытию на стартовую позицию мобильная пусковая установка была установлена на место старта и подключена к передвижной измерительной лаборатории.

За день до назначенного времени пуска всё было готово к его проведению.

В день пуска, за 2 часа до его проведения, весь боевой расчет подготовки пуска, а это и представители полигона, полка, представители промышленности были эвакуированы в подземное укрытие. На пусковой установке остался только боевой расчет пуска и офицер – инструктор испытательного управления .

-25

Весь процесс пуска мы наблюдали из подземного укрытия по мониторам.

Вначале мы увидели как с пусковой установки вышли и убыли к нам в укрытие офицеры боевого расчета пуска.

После их убытия было видно как запустились дизель- электростанции в агрегате 15Т273 ( все 4 шт.) и началось открывание крыши вагона 17Т272 ( вагон с ракетой).

Через секунду начался подъём контейнера с ракетой в вертикальное положение.

Я много раз наблюдал такой подъём , но только в технологическом режиме, там он проходил за 10-15 минут. Здесь подъём завершился в считанные секунды.

И вот самый волнительный момент- старт ракеты.

Ракета выбрасывается из контейнера пороховым аккумулятором давления и на высоте 20-30 метров над вагоном срабатывают пороховые двигатели заклона и только после этого запускается маршевый двигатель.

-26

В течении времени от срабатывания двигателей заклона до запуска маршевого двигателя ракета зависает над пусковой установкой на доли секунды. Эти доли секунды кажутся минутами и становится страшно от того что сейчас вся эта громадина 120 тонн весом упадет на пусковую установку.

Но вот срабатывает маршевый двигатель и ракета уносится в небо, оставляя за собой след от сгоревшего топлива.

-27

Пуск прошел на отлично.

-28

Осталось ждать результатов с места падения боевых блоков ( полигон «Кура», Камчатка).

После проведения пуска все поздравляли друг друга.

Я и представители испытательного управления полигона убыли на пусковой модуль.

Необходимо было осмотреть состояние агрегата 15Т273 ( вагон дизель-электростанция), вагона с контейнером (15Т272) и командного вагона (15В199А).

По прибытию на пусковую установку мы провели осмотр всех этих агрегатов.

-29

Внутри агрегата 15Т273 было все в дыму от работы пороховых аккумуляторов давления ( они обеспечивают ускоренный подъём контейнера с ракетой в вертикальное положение).

Очагов возгорания внутри агрегата не было.

-30

После этого провели осмотр агрегата 15Т272 .

Замечаний по состоянию не было. Термоматы , которые обеспечивают термоизоляцию ракеты при хранении ракеты в агрегате все были целые и не подтверглись тепловому воздействию.

Последним местом осмотра был агрегат 15В199А ( командный пункт мобильной пусковой установки ).

Внутри агрегата все было в порядке.

К этому времени на стартовую позицию прибыл главнокомандующий РВСН генерал армии И.Д. Максимов, представитель президента, руководители предприятий промышленности, корреспонденты центрального телевидения и руководство дивизии и армии во главе с командиром дивизии .

-31

Я с пульта оператора пусковой установки подал команду на опускание пустого контейнера после пуска и свертывание пусковой установки

( приведение в исходное после пуска).

-32

Все операции по приведению в исходное состояние прошли в штатном режиме.

По связи ЗАС прошел звонок с полигона «Кура». Оттуда доложили о том , что все десять боевых блоков достигли целей. Привязка по точности должна была быть проведена на следующий день.

-33

О звонке с полигона «Кура» и о поражении целей всеми боевыми блоками я доложил главнокомандующему.

После осмотра стартовой позиции и пусковой установки главнокомандующий дал интервью корреспондентам центрального телевидения где высоко оценил результаты пуска.

-34

После этого главком вместе с сопровождающими лицами убыли со стартовой позиции.

Поразила мощь двигательной установки ракеты.

Вокруг стартовой позиции в период подготовки к пуску был установлен забор из колючей проволоки на бетонных столбах. Там, где на этот забор попала струя от маршевого двигателя ракеты , его полностью сломало и отбросило метров на 20 ( бетонные столбы были сломаны как спички). Расстояние от пусковой установки до забора было около 50 метров.

Вся стартовая позиция и пусковая установка были покрыты слоем желтого порошка- продуктами горения твердого топлива ракеты.

В дальнейшем от воздействия этого порошка началось активное появления ржавчины на всех металлических частях пусковой установки.

После их убытия в течении часа мы провели работы по отстыковке кабелей пускового модуля от передвижной измерительной лаборатории.

Потом первый пусковой модуль был оттранспортирован на запасной путь, а на его место на стартовую позицию установлен второй пусковой модуль.

Через 2 часа второй пусковой модуль был готов к проведению пуска.

Пуск с него был назначен на следующий день.

Но внезапно пришла команда на окончание всех работ по подготовке к пуску и отмене пуска со второго пускового модуля.

Через день после проведения пуска прошло совещание, где было сказано, что задачи учебно-боевого пуска выполнены полностью и гарантийный срок эксплуатации комплексов БЖРК продляется до 15 лет.

-35

Вторая ракета, предназначенная для УБП , позже была выгружена из пускового модуля оставлена на полигоне.

Её запуск был осуществлен в 1998 году боевым расчетом Костромской дивизии с БЖРК № 1.

Пусковые установки совершили марш со стартовой позиции на территорию испытательного управления.

Начались работы по восстановлению пусковой установки, с которой был проведен пуск ( некоторые агрегаты имели одноразовое использование при пуске и подлежали замене).

Также несколько агрегатов были заменены для их исследования в заводских условиях после использования в основной работе.

Для устранения ржавчины на пусковой установке пришлось несколько раз провести её обработку моющими составами с использованием спец машины химической и санитарной обработки.

Расчеты полка провели эти работы в кратчайшие сроки.

На пусковые установки были загружены новые ракеты.

-36

К середине декабря все работы по восстановлению пусковых установок были выполнены.

-37

Комплекс был готов совершить марш в пункт постоянной дислокации.

-38

За все время подготовки к пуску большую работу проделали офицеры групп связи полка под руководством заместителя начальника штаба по связи командиров групп связи.

-39

Они смогли обеспечить связь не только на территории полигона, но и с управлением нашей 52 ракетной дивизии, полком и военным городком. Мне самому не раз получалось поговорить с родными прямо с командного пункта полка.

-40

Кроме задействования офицеров в проведении работ на пусковых установках продолжалось несение боевого дежурства на командном пункте полка. Грамотно организовать боевое дежурство смог командир дивизиона.

-41

А за все естественно отвечал командир полка .

Его стиль руководства, основанный на принципе «Руководить- это значит не мешать хорошим людям работать» принес хорошие результаты и себя оправдал.

Начало марша в пункт постоянной дислокации было назначено на конец декабря 1996 года.

Марш прошел без замечаний и 25 декабря мы прибыли в Бершеть.

-42

Сразу же по прибытию начались работы по постановке комплекса на боевое дежурство.

В течении 3 недель все работы были проведены и полк заступил на боевое дежурство.

Однако и здесь не обошлось без неприятностей.

В первый день несения боевого дежурства при совершении марша с технической позиции на железнодорожный путь боевого дежурства произошёл обрыв кабелей между пусковыми установками и командным пунктом полка.

Пусковые установки остались без управления с командного пункта полка.

Причиной обрыва кабелей было самопроизвольное расцепление сцепки между мобильной установкой № 1 и командным модулем.

Командир дежурных сил полка заместитель командира полка по воспитательной работе и начальник дежурной смены движения полка не провели осмотр состояния блокировки сцепки. При начале движения ( при отсутствии блокировки сцепки) произошло самопроизвольное расцепление и все 3 пусковые установки двигались только за счет кабелей между вагонами. Естественно произошёл их обрыв.

После восстановления боевой готовности комплекса я ушел в долгожданный отпуск, но в первый же день отпуска пришлось его прекратить и приступить к работам по устранению данной аварии.

Опять пришлось работать сутками.

В течении недели неисправность удалось устранить. Как и всегда большую помощь в устранении неисправности оказали представители промышленности: бригада ПО «ЮрМЗ» , представитель НПО «Новосибирский электрозавод», представитель Тверского вагонного завода и другие.

Данная неисправность, в связи с тем , что она возникла по вине личного состава полка, прогремела на все ракетные войска.

По установлению причин аварии в дивизии работали комиссии не только ракетной армии , но и комиссия Главного управления эксплуатации ракетного вооружения РВСН.

По итогам работы комиссий «назначили» виновных:

- командира ракетного полка ( командир отвечает за всё),

и меня, как главного инженера полка.

Нам обоим были объявлены выговоры от Министра обороны РФ.

Об успешном проведении учебно-боевого пуска уже никто не вспоминал.

С момента пуска прошло уже 23 года.

Поэтому, если где-то допустил ошибки, кого-то на вспомнил или ошибся в фамилии, должности, прошу меня простить. Память устроена таким образом, что не все помнит.

-43

Заместитель командира 161 ракетного полка по вооружению – начальник службы ракетного вооружения ( 1992-1999 г.г.)

P.S. Все, кто узнал себя в этой статье, прошу оставить комментарии .

С удовольствием отвечу на все возникшие вопросы.