Главная международная спортивная организация стала заложником доходов из Америки. Хотя, судя по тому, что происходит не только в спортивном мире с участием исключительной нации – дело уже обыденное. Вот и МОК попался в эту ловушку, окружив себя американскими транснациональными гигантами.
Россия стала первой жертвой откровенного заговора в ведущих регулирующих спортивных организациях, где геополитические интересы некоторых стран перешагнули через судьбы многих абсолютно невиновных спортсменов, откровенно ломая им жизнь, возможную будущую тренерскую карьеру, да и веру в честные соревнования. А наличие в руках у североамериканцев и их союзников такого рычага управления в Комитете, как Всемирное антидопинговое агентство, сейчас уже в жесткой и нескрываемой связке со своим засланным казачком, продажным фантазером, Гришей, в нашем, российском случае. И ответственными за наполнение 90% всего бюджета МОК, ведь основная статья дохода Комитета является продажа медиа прав, покупателями которых являются все те же американцы, и вовсе делают данное предположение жизнеспособным. Нам просто необходим «свой/свои» в этом безумном пуле.
Давление, которое так яро оказывается на нашу страну в последние несколько лет яркий пример того, когда миллиарды долларов перевесили убеждения организации. Если, до сочинской Олимпиады, страны участники сами решали ехать им или нет на Игры, исходя из политической ситуации, решений правительств и национальных комитетов, то после, мы наблюдаем, что теперь право на участие и демонстрацию национальной символики любых сборных стран в Играх принимают Штаты с Канадой.
На Олимпиаде 2012 в Лондоне, МОК пополнил свой бюджет только от глобальных спонсоров чуть менее чем на $1 млрд. Это сумма, которая идет непосредственно в бюджет МОК, помимо доходов от продажи медиаправ, билетов и т.д. При этом операционные расходы выросли в три раза, по сравнению с предыдущими Играми в Ванкувере. В целом бюджет самого Международного Комитета растет, как на дрожжах. Если к 2010 году он колебался от полутора до трех млрд, в зависимости от места проведения и уровня интереса, то к Олимпиаде в Южной Корее в 2018 году составлял уже около шести. В основном эти деньги идут на содержание главной спортивной организации и на поддержку национальных комитетов стран членов.
Бюджет всей Олимпиады 2012 составлял порядка 10 млрд долларов. Игры Сочи2014 имеют схожие показатели. Счетная палата РФ публиковала сумму в 325 млрд рублей. Затраты на проведение ХХIII Зимних Олимпийских игр в Пхенчхане тоже сопоставимы, но четко прослеживается тенденция к росту. По разным оценкам сумма колеблется от 10 до 13 млрд долларов.
На сегодняшний день список ТОР (The Olympic Partners) незначительно изменился. Стал больше. Отмечу здесь два обстоятельства отнюдь не рядового значения. Кстати, оба я охарактеризую, как положительные. Первое, приход в спонсорскую кубышку китайцев в виде «Алибабы», надеюсь на десятилетия. Пока соглашение рассчитано до 2028 года, а сумма контракта выше отметки в полмиллиарда. А если МОК будет продолжать нести, уже многолетние, имиджевые потери, то это безусловно аукнется и в недрах китайской компании, что явно не будет соответствовать внутрикорпоративным планам. Ведь абсолютно бесспорно, что вся эта ситуация с оголтелыми обвинениями и несоразмерными наказаниями за нарушения антидопинговых правил в адрес наших спортсменов, федераций и официальных лиц, сказывается на имидже Комитета. Второе, так это неожиданный уход МакДака. За полвека спонсорства МОК данный транснациональный гигант имел только выгоду от сотрудничества, так что решение о прекращении взаимоотношений с Олимпийским комитетом, лично мне, видится очень странным. То ли первые побежали с тонущего корабля, прекрасно осознавая, что впереди много скандалов и разоблачений, что явно подпортит репутацию. То ли руководство Рональда Макдональда посчитало, что вкладывание в спонсорство Олимпиад уже не приносит нужного результата, это нельзя исключать. Но в целом, если мыслить конъюнктурно, для нас это точно плюс.
Итак, мы имеем на конец 2019 года 14 глобальных спонсоров МОК. 7 из США, три японских компании (эта страна в полном подчинении у США со времен атомной бомбежки Хиросимы в 45-ом), 2 европейские, по одной из Китая и Кореи. С учетом того, что американские компании имеют опыт уже столетнего спонсорства Международного олимпийского комитета, смело можно предположить, что некоторые руководящие посты находятся под полным их влиянием. Это итак происходит достаточно быстро в спортивном мире, имею ввиду «дружбу», между руководителем клуба, федерации и спонсором. А за сто лет можно не только подружиться, но и принять непосредственное участие в воспитании и продвижении по карьерной лестнице условной ключевой фигуры, только уже и по идеологическим соображениям. Ярким примером мне видится вновь избранный президент ВАДА, З5-ти летний поляк Витольд Банька. Даже осмелюсь спрогнозировать, что кураторы данного персонажа со временем усадят его и в президентское кресло МОК, если ничего и дальше не предпринимать. Думаю, что в данном случае занять такой сверхответственный пост по своему желанию и амбициям, и это когда от тебя зависят судьбы миллионов спортсменов во всем мире, в столь раннем возрасте невозможно в силу многих обстоятельств.
Приведу наблюдение из футбола. Как только в УЕФА одним из основных спонсоров стал «Газпром», о несправедливости и предвзятости по отношению к нашим клубам в еврокубках просто забыли. Вспомнить швейцарский «Сьон» в 97-м и умников из «Тироля» в 2001-м, яркое подтверждение обратного. Пока наши «достояния» не начнут участвовать миллионами банкнот в олимпийской повестке дня, и мы не станем полноценными участниками всех процессов в мировом спорте, а не только вставать в позу рака и бормотать что-то там из понятия о презумпции невиновности и тратить колоссальные силы на адвокатов, завоевывая безликие для страны медали, то нас так и будут стараться максимально унизить при малейшем удобном случае.
Исходя из этого, нашему достоянию, в лице «Газпрома», необходимо в серьез задуматься, возможно подготовить спонсорское предложение в МОК и присоединиться к программе олимпийского партнерства ТОР, взяв с собой за правую руку «РЖД», за левую «Сбер» с «Аэрофлотом». Последним, так вообще, спонсорство МОК необходимо, как воздух. У них все для этого есть – и имя, и репутация, и самый молодой парк самолетов, и отличный менеджмент, раз компания регулярно в последние годы собирает международные награды, и запредельные возможности роста. Надеюсь и с ресурсами, трудовыми и материально-техническими, тоже проблем нет. Как и не возникнет проблем по соответствию Олимпийской программе ТОР. «Аэрофлоту» пора становиться транснациональным с большой буквы этого слова. Сотрудничество с Международным олимпийским комитетом выведет компанию на существенно другой уровень. Характерный тому пример - «Самсунг». Если выражать в экономических показателях, то стоимость бренда южнокорейской компании до партнерства с МОК в 97-ом году составляла $3 млрд, а сейчас все 16. Но даже с учетом спонсорства Игр в ближайшее время, понадобятся годы, чтобы нормализовать работу МОК и ВАДА, решения которых будут равнозначными для всех олимпийцев. Медлить уже нельзя.
№ 002, "Игра по правилам". Москва, 2019.