Найти в Дзене

Как отмыть деньги горячей водой. Версия читателя

На поставках горячей воды (ГВС) можно неплохо нагреть руки, главное – изменить температуру!

О несправедливых начислениях за услуги ЖКХ мы говорим много и постоянно. Из чего рождаются тарифы, нам остается только догадываться. Но есть вполне разумные объяснения, основанные на логике и математических подсчетах. Своей версией того, из чего складываются тарифы на ГВС и почему они неверные, нам рассказал канд. техн. наук, конструктор, исследователь, преподаватель вуза и наш читатель Кудрявцев Геннадий Федорович.

– Вы публиковали ряд материалов, посвященных основным проблемам горячего водоснабжения (ГВС). В чем они состоят?

– Приобретая любой товар или пользуясь какой-либо услугой, мы непременно обращаем внимание на соответствие цены качеству. В случае явного несоответствия этих характеристик мы, как правило, имеем возможность замены товара или услуги или получения компенсации. Но эта возможность практически отсутствует в сфере оказания коммунальных услуг. И наиболее ярко такая несправедливость, еще неосознанная большинством потребителей, проявляется в системе подсчета стоимости горячего водоснабжения. Поставщик решает проблему просто: подсчитав все затраты на переработку, подогрев и транспортировку воды с учетом различных накладных расходов, коэффициентов и пр., распределяет их между жильцами пропорционально затраченным ими объемам (кубометрам) «горячей» воды.

А что такое «горячая вода? Согласно существующим нормам, это вода, имеющая температуру в диапазоне 60-75⁰С. Впрочем, теми же нормами определено, что только в случае, если «горячая» вода, текущая из вашего крана, имеет температуру ниже 40⁰С, вы имеете право предпринять довольно сложную (а, если честно, то, практически безнадежную) попытку оформить претензию и получить право оплатить такую воду, как «холодную». Вода – такая штука, что, будучи горячей, при ее транспортировке по многокилометровым, часто изветшавшим трубопроводам она постепенно остывает, и, чем дальше от пункта нагрева находится квартира потребителя, тем менее горячей она изливается из его крана. Но, как говорят, «и ежу ясно», что с охлаждением воды мы вынуждены повысить ее расход, чтобы при смешении ее с холодной достичь какой-то комфортной для себя температуры. Это повод для торжества коммунальщиков: чем больше «недогрев» воды, тем больше спрос на нее. А ведь у нас, как у всех: «Спрос определяет предложение».

– Недогрев – способ повышения прибыли?!

– Разница стоимости горячей и холодной воды у нас (примерно, т.к. везде она разная) составляет более 100 руб. за кубометр. Остановимся на этом (хотя в Москве, например, она более 150 руб., то есть, с 1 июля 2019 года: 198,19 – 40,48 = 157,71 руб.). Перепад температур от верхней границы «холодной»(40⁰С) до нижней границы «горячей» (60⁰С) воды составляет всего 20⁰С. Значит, каждый кубометр воды с повышением его температуры на 1⁰С дорожает на 5 (100:20=5) рублей! И настолько же она падает с понижением температуры на тот же 1⁰С. А мы платим каждый раз (будь вода хоть 75, хоть 40⁰С, а бывает и ниже) одинаково – около 150 (в Москве – 198,19) руб. за кубометр! Таким образом, наша обычная переплата составляет около 50 и часто превосходит 100 (а в Москве 157,71) руб. за каждый кубометр использованной «горячей» воды. При этом надо учесть, что при повышении расхода воды, вызванного ее недогревом, соответственно повышается и плата за водоотвод.

– А насколько «свежа» эта проблема?

– Вообще говоря, она существовала давно, но проявила себя только со времен перехода нашей экономики на псевдорыночные отношения. Дело в том, что только тогда размеры платежей за услуги ГВС стали весьма чувствительными для кармана подавляющего большинства населения. Но даже это обстоятельство какое-то время не обращало на себя внимания из-за массы более существенных неприятностей, которые довелось да и до сих пор приходится испытывать россиянам. Я не изучал специально историю этого вопроса, но впервые увидел публикации на эту тему, принадлежащие аналитикам Н.С. Долотову ( г. Майкоп, 2014 г.) и В.П. Баланюку (г. Нижневартовск, 2015 г.).

– И как настойчиво они заявляли о необходимости решения проблемы?

– Насколько мне известно, никаких серьезных попыток решить и реализовать эту проблему ими не предпринималось. Основная причина такой пассивности не оригинальна. Н.С. Долотов, например, в нашей переписке сетовал на то, что «принципиальное  бездействие разного рода контролеров выглядит как "крышевание" незаконной деятельности РСО с ярко выраженными признаками коррупциогенного характера». Думаю, что у него были основания для такого заявления.

– Иногда слышатся предложения приобрести автономный нагреватель и отказаться от поставок горячей воды, раз и навсегда перекрыв вентиль горячей воды у стояка.  

– Да, такие предложения есть. Мало того, к.э.н. И. Кузником утверждается, что в случае использования газового котла для подогрева воды в квартире экономия в оплате достигает 30%. Но этим, исходя из имеющегося опасения специалистов НП «Российское теплоснабжение» (письмо от 12.04.2018 г.), вы подвергаете риску банкротства и без того дышащие на ладан теплоснабжающие организации. Разумеется, в таких случаях следует ожидать активного противодействия государственных органов.

– Но есть же, как известно, т.н. «многотарифные» счетчики, которые исчисляют оплату с учетом температуры воды?

– Это счетчики воды с термодатчиками. Весь измеряемый ими объем воды разделяется, в зависимости от того, какому из нескольких диапазонов температуры эта вода принадлежит. Например, если она лежит в диапазоне 50-75⁰С, то ее объем измеряется без искажений, т.е. с коэффициентом k, равным единице. При температурах в диапазоне 45-50⁰С имеем k= 0,7 и т.д. (кстати, использование таких счетчиков не разрешено существующими нормативными документами). И надо сказать, что термин «многотарифный» к счетчикам неприменим, поскольку тариф может быть только один, а изменяться могут только его коэффициенты. Это такая же глупость, как называть счетчики «умными» только потому, что они снабжены устройствами для дистанционной передачи показаний.

– И как же все-таки заставить их поумнеть по-настоящему?

– По существу, для этого нужно уяснить следующее. Чуть раньше мы отметили, что «истинная» стоимость подогретой воды увеличивается равномерно с повышением ее теплосодержания (т.е. температуры). Значит, и разбивать шкалу температуры на какие-то интервалы не имеет смысла. Тогда и прибор (счетчик горячей воды) значительно упрощается: не требуется сложного вычислительного устройства с разделительными по температуре воды ячейками. Его следует заменить простейшей отечественной схемой перемножения величин температуры и расхода. Просто, по мере уменьшения (или повышения) температуры воды автоматически будет соответственно уменьшаться (или увеличиваться) скорость отсчета действительного роста ее объема.

– Судя по всему, это не так просто? 

– Конечно. С этой идеей я ношусь уже несколько лет. Есть некоторые теоретические предложения по ее реализации. Но решены далеко не все вопросы. Ведь надо проделать серьезную работу по созданию методов и средств поверки, провести необходимые проектно-конструкторские работы, внести необходимые изменения (или дополнения) в существующую правовую документацию. Сейчас еще есть специалисты, которые с удовольствием занялись бы этой задачей, если бы была возможность решить основную проблему – финансирование этих работ. А для испытательных площадок легко найти подходящие объекты среди многочисленных, например, московских новостроек.

– А Вы пытались что-то предпринять в этом направлении?

– А как же?! Попыток (где-то с 2011 г.) было множество, все и не перечислить. Писал в республиканские и региональные министерства строительства, энергетики, в Государственную и в Московскую городскую Думу, в ФАС, в Союз и Объединение потребителей, в Роспотребнадзор и т.д. К моим обращениям активно подключился Директор АНО «Центр мониторинга и контроля за ценообразованием» А.В. Малоземов, за что я ему очень признателен. Но успехами похвастаться не могу. В результате – молчание или разнообразные по характеру (лукавые, глупые или свидетельствующие об откровенном нежелании входить в тему) отписки. Иногда, правда, в письмах мелькала какая-то надежда на то, что полномочные адресанты приступят к делу, но до конкретики никогда не доходило. В частности, из Минстроя Московской области поступило предложение обсудить поднимаемую проблему на их научно-техническом совете, но ожидаемого приглашения не поступило. Иногда явно чувствовалось противодействие каких-то влиятельных сил. Например, из ООО «АКЦ Жилкомаудит» ответили: «Не считаю необходимым и не имею возможности давать подробный комментарий по изложенному мнению» (14.09.2018 г.). Или: «Ваше обращение, поступившее на сайт НП "ЖКХ Контроль", рассмотрено. Однако мы вынуждены воздержаться от комментариев относительно текста предложенной петиции. С уважением, эксперты НП "ЖКХ Контроль"»(22.06.2016 г.).

– Да, печально.

– И, кроме того, неприятно то, что решения этой проблемы всячески «сторонятся» даже многие специалисты, например, сотрудники кафедр соответствующего профиля строительных вузов. Причем, от взаимодействия уходят даже признанные специалисты именно в этой области. Так, например, я обратился за содействием к известному (не буду называть его фамилию) ученому, авторству которого принадлежат работы по тематике «Вода и власть» (это заголовок одной из его монографий). К сожалению, ответной реакции не последовало. Объяснения тоже. А из приведенного нами примера представляется, что было бы весьма полезным дополнить учебный курс. Например, тематику экономических проблем оценки затрат на производство услуг ЖКХ дополнить методикой расчета распределения платежей между пользователями. При этом стоимость этих услуг должна согласовываться с их качеством на конечном этапе, т.е. непосредственно у потребителя. Да, не во всех случаях есть такая необходимость. Например, в этом, вероятно, не нуждаются услуги электроснабжения: киловатты – они и есть киловатты, хватило бы только необходимой мощности на холодильник, стиральную машину, освещение, телевизор и пр. А, вот, если подходить серьезнее к проблеме отопления, то здесь, если взглянуть на нее с точки зрения потребителя, тоже возникают достаточно сложные проблемы. Ведь, жильцу, проживающему в угловой квартире здания , холодной зимой важно, чтобы повышение температуры одного кубометра его помещения, скажем, на 1⁰С, стоило бы столько же рублей (не килокалорий!), сколько для этого требуется его соседу, проживающему, скажем, в квартире в средней части здания. Но такого подхода при назначении оплаты за отопление нет. Впрочем, это пока за рамками нашей с Вами компетенции. Но, ведь нас «по-фурсенковски» хотят сделать «грамотными потребителями». Тогда надо бы приступить к решению подобных проблем. Тем более, что сейчас очень многие без умолку рассуждают о некоей «цифровизации экономики».

Беседовала Ольга Аржанова.

ЖКХ /Интервью /Мнение