Найти в Дзене
История рыцарства

Православные военно-монашеские ордена. Запорожское казачество. Ч.2

Но самое главное, что роднило православных «степных рыцарей» с их западноевропейскими собратьями по духу, заключалось в их основном жизненном предназначении – защите Христианства от натиска исламских орд. Связанные, подобно членам католических духовно-рыцарских Орденов, тройными узами общины и призвания , заключавшегося в вечной, духовной и телесной «брани против мира сего», они являлись рыцарями-крестоносцами в полном смысле этого слова – «по гроб жизни».

Характерно в этом смысле обычное воззвание, с которым запорожцы обращались перед походом на татар или турок к рассеянным по расположенным вокруг Сечи селам женатым козакам-«гнездюкам» («вассалам» Запорожского Ордена: «Кто хочет за Христианскую веру быть посаженным на кол, кто хочет быть четвертован, колесован, кто готов принять всякие муки за Святой Крест, кто не боится смерти, приставай к нам!». Как видим, это не сборы корсаров, а прежде всего поход в защиту Веры.Те немногие, кому выпадало редкое счастье не «сложить буйную голову на копье бусурманское» в «Диком поле», «земле незнаемой» нашего славного «Слова о полку Игореве», и впрямь уходили в монастырь, в «святую браму», как об этом повествуется в многочисленных козацких «думах». Так и престарелые рыцари-монахи Запада доживали свой век в инфирмериях (богадельнях) своих крепостей-монастырей.

Как известно, католические рыцари-монахи отважно ратоборствовали с врагами Христианства не только на суше, но и на море. Флот военно-духовного Тевтонского Ордена очистил Балтийское море от пиратских шаек «витальеров» и в 1396 г. уничтожил главное разбойничье гнездо – г. Висби на о. Готланд. Флот рыцарей-иоаннитов, именовавшихся в разные периоды своей истории также «кипрскими», «родосскими» и «мальтийскими рыцарями», был грозой мусульманских корсаров Средиземноморья, главным образом турок-османов, отправив на дно морское за несколько столетий бесчисленное множество турецких кораблей и покрыв себя неувядаемой славой в морской битве при Лепанто[30], где был сломан становой хребет турецкого могущества в Средиземноморье.

Запорожские козаки также отважно бились с турками на море. На своих юрких многовесельных лодках-«чайках», прямых преемницах однодеревок-«моноксилов» древнерусских князей Олега Вещего, Игоря Старого, Святослава Игоревича и Владимира Святого, запорожцы захватывали многопушечные турецкие корабли-«катарги» и не раз, по выражению Н.В. Гоголя, «шарпали» берега захваченной пришедшими из глубин Азии турками древней христианской земли Анатолии, являвшейся некогда сердцем православной Византийской Империи. Любопытно, что сами запорожцы, по описаниям современников-западноевропейцев, охотно называли себя «мальтийскими кавалерами» и носили на шее восьмиконечные мальтийские крестики с «ласточкиными хвостами» на концах, символизировавшими восемь категорий блаженных из Нагорной проповеди Спасителя.

Разумеется, запорожцы могли заимствовать мальтийские кресты не только напрямую у рыцарей Мальтийского Ордена, но и опосредованно, через воинов польско-русско-литовской Речи Посполитой. Дело в том, что отборные войска этого государства, чьими подданными, а вернее – союзниками, на протяжении столетий являлись козаки, тяжеловооруженные гусарские и панцирные хоругви, состояли из рыцарей, украшавших свои кирасы и флюгера (флажки) на копьях «кавалерскими» мальтийскими крестами.

Сходство с символикой Мальтийского Ордена усиливалось еще и за счет одинаковой – красно-белой – цветовой гаммы. Не случайным в этой связи представляется и тот факт, что все основные ордена Речи Посполитой – Святого Станислава, Белого Орла и «За военные заслуги» представляют собой в основе мальтийские кресты. Это говорит о том, что все воинское сословие этого пограничного с миром воинствующего ислама христианского славянского государства, в котором находилось крупнейшее в Европе Приорство Державного Ордена рыцарей-госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты (Мальтийского Ордена) – Острожский майорат – в целом воспринимало себя в качестве братства рыцарей-крестоносцев, «поборающих на поганых» и служащих щитом Европы от воинствующего ислама. Поэтому не удивительно, что и запорожское козачество, православное «лыцарство», на протяжении столетий являвшееся неотъемлемой составной частью воинского сословия Речи Посполитой, привыкло считать эти «крестоносные» духовные ценности своими.

Положение изменилось лишь в начале XVII в., при польском короле Сигизмунде III Вазе – фанатичном католике и выученике иезуитов, заклятых врагов Православия , вознамерившихся помочь Ватикану (между прочим, всегда стремившемуся подчинить своему влиянию козаков – причем эти попытки долго оставались безуспешными!) насильственно окатоличить все население Речи Посполитой (считавшейся дотоле, по сравнению с другими современными европейскими государствами, настолько веротерпимой страной, что ее даже прозвали «убежищем для еретиков» с целью последующего использования ее огромных материальных и людских ресурсов в целях Контрреформации. Изменилось, кстати, самым роковым образом – в конечном итоге, как для самой Речи Посполитой, так и для козачества в его традиционной форме существования. Преследования за православную веру наложились на тяжелый феодальный гнет. Польские феодалы не желая себя утруждать ведением хозяйства сдавали свои поместья в аренду евреям, которые выжимали с этих поместий многократную прибыль путем зверской эксплуатации крестьян. Все эти факторы вызвали волнения и восстания православного населения Речи Посполитой, во главе народного восстания выступали Запорожские казаки. Кровопролитная борьба народа сокрушила, расшатала прежде мощное государство.

Читайте также:

Рыцарь: воин-аристократ. Часть 1.

Рыцарь: воин-аристократ. Часть 2.

Рыцарь: воин-аристократ. Часть 3.

Рыцарь: воин-аристократ. Часть 4.

Никопольский крестовый поход (1396 г.). Часть 1

Никопольский крестовый поход (1396 г.). Часть 2

Щит средневековой Европы

Битва на Косовом поле (1389 г.) Часть 1

Битва на Косовом поле (1389 г.) Часть 2

Святые и предатели. Итоги и последствия битвы на Косовом поле 1389 г.

Рыцарь Ордена Дракона: Витовт

Рыцарь Ордена Дракона: Николас II Гараи

Рыцарь Ордена Дракона: Освальд фон Волькенштейн

Рыцарь Ордена Дракона: Влад II Дракул

Знаковые фигуры Никопольского крестового похода

Спасибо. Не забудьте подписаться на канал ИСТОРИИ КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ и поставить лайк:)