Я с детства люблю технические музеи и при каждой своей поездке в другие города стараюсь их посещать. Поэтому когда музей сам приехал ко мне в город в виде передвижного выставочно-лекционного комплекса РЖД я, как человек увлекающийся и железнодорожным транспортом, не смог пройти мимо.
Примечание. В посте представлены фотографии, сделанные в 2017 году. Судя сайту ПВЛК расположение вагонов может меняться.
Первый вагон в составе - лекционный, однако в момент моего визита в нём были какие-то проблемы с освещением, поэтому поснимать там не удалось. Ничего особо интересного в это вагоне нет: сиденья для слушателей, плазменная панель на стене, да интерактивная модель звёздного неба на потолке.
Следующий вагон посвящён инновационному развитию РЖД или выражаясь человеческим языком демонстрирует с чего российские железные дороги начинали и что представляют на данный момент.
Надпись на стене сообщает, что в вагоне можно ознакомиться с историей РЖД с 1837 года, однако кусок истории в добрых пять десятилетий куда-то пропал. Поэтому по соседству с бытом железнодорожников конца XIX века и паровозом Л соседствуют "Ласточки" и "Сапсаны".
Макет поезда Siemens Velaro RUS, эксплуатирующегося в России под коммерческим названием "Сапсан". В настоящее время курсирует между Москвой и Санкт-Петербургом, развивая на большей части пути скорость в 200 км/ч. Всего построено 16 составов, по 10 вагонов в каждом.
Внутри макета поезда обнаружилась моделька невероятного счастливого пассажира.
Рядом макет ещё одного представителя европейских скоростных поездов - "Аллегро", выпускаемого итальянским заводом Alstom. Эти поезда находятся в совместной эксплуатации РЖД и государственной железнодорожной компании Финляндии и курсируют по маршруту Хельсинки - Санкт-Петербург.
Замыкает тройку самый распространённый в России скоростной электропоезд "Ласточка", как и "Саспсан" разработанный компанией Siemens.
Далее следует самый интересный, на мой взгляд, вагон, посвящённый подвижному составу РЖД. В экспозиции вагона представлены локомотивы и вагоны, в настоящее время работающие на
Двухэтажные вагоны, насчитывающие 64 спальных места вместо стандартных 36. В таких вагонах мне путешествовать ещё не доводилось, надеюсь, что их включат в состав будущего поезда Кисловодск - Севастополь.
Дизель-поезд (или рельсовый автобус, кому как угодно) РА-2. Старший брат автомотрисы РА-1. Предназначен для перевозки пассажиров на неэлектрифицированных участках. За 10 лет производства было выпущено около 115 составов. С 2019 года в производстве находится более совершенная версия РА-3.
ЭД4МКМ-АЭРО - модернизированная версия электропоезда ЭД4, предназначенная для доставки пассажиров в аэропорты московского авиаузла. Вместе с двухэтажными поездами "Штайдер" составляет основу подвижного состава "Аэроэкспресса".
Один из самых мощных электровозов в мире - 2ЭС10, построенный российской компанией "Синара" при участии всё того же Siemens. Мощность двухсекционного локомотива 8800 кВт, может быть повышена до 12 600 кВт добавлением дополнительной, третьей секции.
Младший брат 2ЭС10 - электровоз 2ЭС6. Столь монструозной мощностью как старшая версия не отличается, зато более распространён на просторах России. По состоянию на конец 2019 года выпущено чуть менее тысячи экземпляров.
Первый серийный пассажирский электровоз постоянного тока, сделанный в России - ЭП2К. За 11 лет выпущено 410 локомотивов, эксплуатирующихся на Московской, Октябрьской и Западно-Сибирской железных дорогах.
Модификация маневрового тепловоза ТЭМ18 с обозначением ДМ. От базовой версии отличается более совершенным оборудованием: от нового дизеля до улучшения шумо- и теплоизоляции кабины машиниста. На конец 2019 года выпущено чуть больше 1500 локомотивов.
Один из самых редких российских маневровых тепловозов - ТЭМ31. С 2009 года было выпущено всего 10 локомотивов. В настоящее время эксплуатируются на Северо-Кавказской, Северной, Свердловской, Горьковской, Московской и Юго-Восточной железных дорогах.
Отдельный стенд был посвящён грузовому подвижному составу РЖД. Здесь стоят макеты хопперов (вагонов, предназначенных для перевозки сыпучих грузов), а также пара полувагонов: универсального и специализированного для перевозки угля.
Рядом макет станции московского метрополитена "Кропоткинская" с наземным вестибюлем.
Следующий вагон знакомит нас с инфраструктурой железных дорог.
Так один из макетов наглядно демонстрирует, что один из важнейших этапов запуска ракеты-носителя - транспортировка к стартовой площадке - осуществляется железнодорожным транспортом.
Макет морского погрузочного терминала ещё раз напоминает нам, кто играет важнейшую роль в доставке угля к балкерам.
Макет вокзала заявлена как интерактивная: на демонстрационном ролике здесь движутся люди и ходят поезда. Однако что-то пошло не так и во время моего визита модельки были неподвижны.
В этом же вагоне должен был находиться космический скафандр "Сокол-КВ-2" и фрагмент челябинского метеорита, но в этот раз экспонаты находились на реставрации. Так что прилагаю фото скафандра, сделанные мной в 2014 году.
Ну и какой же музей железных дорог без старых-добрых "Аммендорфов"! Пускай и в виде макетов.
Следующий вагон показывает как выглядят рабочие места сотрудников железной дороги, управляющих процессом перевозок.
Так выглядит рабочее место поездного диспетчера. На мониторы выводится информация о сигналах светофоров, скорости поездов и стрелочных переездах.
В углу макет кабины электровоза ЭП1М. Я так и не понял, зачем он нужен, ведь в следующем вагоне установлен точно такой же.
Переходим в следующий вагон. Здесь установлены тренажёры, использующиеся в РЖД для подготовки специалистов.
Первый тренажёр используется для обучения машинистов электропоездов "Ласточка". Консоль и органы управления на ней в точности повторяют оригиналы из кабины настоящей "Ласточки". На консоли установлены настоящие органы управления, использующиеся для управления компьютерной моделью электропоезда.
Следующий тренажёр имитирует кабину локомобиля КАМАЗ. Для полноты погружения здесь установлены четыре монитора (два по центру и два по бокам), имитирующие обзор из кабины грузовика. Тренажёр динамический, установлен на подвижной платформе, позволяющей, что называется своей пятой точкой чувствовать как грузовик разгоняется, поворачивает и тормозит.
И наконец третий тренажёр - ещё одна кабина электровоза ЭП1М. Здесь, как в и тренажёре "Ласточки" расположение и функционал органов управления аналогично настоящим.
Рядом находится место инструктора, который следит за действиями инструктора, параметрами локомотива и путей, а также моделирует различные нештатные ситуации.
Вагон под названием "Энергосбережение, энергоэффективность и экологическая безопасность". Здесь РЖД хвастаются тем какие они молодцы, как оптимизируют работу, что тратить на это поменьше ресурсов и поменьше вредить окружающей среде.
Предпоследний вагон рассказывает о работе железной дороги и её сотрудников в годы Великой Отечественной войны.
В экспозиции вагона присутствуют макеты различных составов, использовавшихся в то время: от санитарных до транспортных.
Железнодорожную артиллерию тоже не забыли - она представлена макетом орудия ТМ-3-12 калибром 305 мм.
Отдельно стоит макет вагона-теплушки в разрезе. Такие вагоны использовались для перевозки лично состава до конца 1940-х годов.
Последний вагон отношения к РЖД не имеет, здесь представлены разработки компании "Роснано". Вниманию посетителей представлены: наноневаляшка, наношпалы, нанобронежилеты и, внезапно, нанокактус.
***
Больше материалов можно увидеть в моём канале, а мои фотографии 📷 (на разные тематики) можно увидеть в моём Telegram.
Материалы по теме:
Музей РЖД в Санкт-Петербурге: часть 1
Брошенный тепловоз ТГМ-40 в Ставрополе
Кладбище вагонов в Минеральных Водах