Найти тему

Первый успешный бой советских летчиков против гитлеровского ВМФ

Скоростной бомбардировщик "СБ-2" республиканских ВВС
Скоростной бомбардировщик "СБ-2" республиканских ВВС

Первый успешный бой советских летчиков против гитлеровского военно-морского флота произошел задолго до 22 июня 1941 года. Однако детально это событие практически неизвестно широкому кругу читателей. Произошло ниже описываемое событие во время гражданской войны в Испании 1936-1939 года. Советский Союз оказывал поддержку законно избранному республиканскому правительству Испании путем поставики вооружений, военной техники, а также оказывал помощь военными советниками и специалистами. Большинство советских воинов-интернационалистов сражалось в составе интернациональных бригад, танковых подразделений, частей военно-воздушных сил республиканской Испании. 29 мая 1937 года в порту острова Ибица звено советских летчиков-интернационалистов успешно бомбило гитлеровский линкор "Дойчланд". Линкор получил серьезные повреждения и понес потери в команде линкора - около 100 человек, из них более 20 убитых. Снайперский авиационный удар по линкору нанес советский доброволец, авиационный штурман и отличный воздушный бомбардир Г.К. Ливинский из состава 1-й бомбардировочной эскадры "СБ" под командованием И.И. Проскурова. Пилотировал "СБ" знаменитый и бесстрашный советский летчик, будущий Герой Советского Союза и герой обороны Севастополя, в будущем командующий авиацией Черноморского Флота Н.А. Остряков. Стрелком-радистом в этом вылете был В.А. Лобозов.

Необходимо отметить, что гитлеровская Германия в тот момент не находилась в состоянии войны с правительством республиканской Испании. Однако при этом фашисты активно поддерживали режим мятежного испанского генерала Франко, осуществляя вместе с режимом итальянского диктатора Бенито Муссолини поддержку Франко путем отправки ему вооружений, техники и военных специалистов и инструкторов, воевавших на стороне Франко. Итальянцы же осуществляли морскую блокаду республиканского побережья Испании, непосредственно учавствую в боевых действиях. Корабли германского военно-морского флота находились в непосредственной близости от баз республиканского военно-морского флота вблизи города-порта Картахена. В Картахену из Севастополя и из Кронштадта приходили советские и испанские корабли-транспорты с военными грузами, которые стремились потопить и уничтожить испанские и итальянские фашисты. Для встречи, сопровождения и прикрытия прибывающих транспортов республиканский ВМФ Испании проводил военно-морские операции на Средиземноморском театре военных действий.

Так было и 29 мая 1937 года. Для встречи транспорта с оружием из Советского Союза "Магальянес" из порта Картахена вышла в море испанская республиканская эскадра. По плану операции планировалось встретить испанский транспорт с важными военными грузами из СССР около Алжира и сопроводить его в порт Картахены под разгрузку. Но утром 29 мая 1937 года, перед самым выходом эскадры в море, стало известно о том, что транспорт "Магальянес" обнаружен разведкой мятежников в Тунисском проливе у мыса Бон. Чтобы сбить с толку корабли мятежников, которые могли быть высланы для перехвата идущего вдоль африканского побережья транспорта, и отвлечения внимания от намеченной точки встречи, командующий республиканским флотом решил маскировать свои намерения демонстративным обстрелом какого-либо района или порта, занятого мятежниками. После некоторых размышлений целью удара был выбран один из островов группы Балеарских островов - франкистский порт на острове Ивиса ( теперь известный как Ибица). В целях операции по отвлечению внимания противника испанцы планировали провести ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ артиллерийский обстрел этого порта. Обстрел должны были произвести эсминцы из состава 2-й полуфлотилии эсминцев в количестве трех кораблей. Кораблям при подходе эскадры к острову надлежало оторваться от основных сил ордера, приблизиться к берегу и произвести по шесть залпов с каждого эсминца по портовым сооружениям. По плану операции одновременно с артобстрелом порта должны были нанести бомбовый удар по портовым сооружениям и республиканские самолеты. План операции участия крейсеров в обстреле порты Ибицы не предусматривал. В связи с этим советский военный советник В.Л. Богденко перешел с республиканского крейсера "Либертад" на борт эсминца "Гравина". Далее по плану операции планировалось изменение курса эскадры на Алжир и встреча утром 30 мая 1937 года транспорта "Магальянес" в установленной точке около Алжира. Также было дано указание транспорту "Магальянес" уклониться от обычного курса и была намечена новая точка встречи с кораблями эскадры.

Первыми в море вышли эсминцы 1-й полуфлотилии. Они проводили поиск франкистских и итальянских подводных лодок, очищая район для выходящих республиканских крейсеров. На головном эсминце находился советский военный советник В.П. Дрозд, будущий советский вице-адмирал и герой Великой Отечественной войны. Необходимо отметить, что противолодочной обороне Картахены испанцы уделяли особое внимание. Причиной этому явилось торпедирование итальянской подводной лодкой в ноябре 1936 года республиканского крейсера "Сервантес".

Затем в море вышли корабли 2-й полуфлотилии эсминцев, а затем крейсера "Лебертад" и "Мендес Нуньес". После этого корабли построились в походный ордер. Крейсеры шли в кильватерной колонне посредине, эсминцы в охранении по каждому борту крейсеров. Эскадра легла на курс на Балеарские острова.

Переход к острову Ибица прошел без встреч с кораблями и авиацией противника. Еще засветло, около 19 часов эскадра приблизилась к Ибице. Крейсеры остались под прикрытием 1-й полуфлотилии эсминцев на пределах видимости острова, а 2-я полуфлотилия эсминцев по сигналу флагмана устремилась вперед к острову, чтобы занять более удобную позицию для обстрела портовых сооружений острова. Однако при приближении к острову стало заметно, что в порту Ибицы находится какой-то крупный корабль, по силуэту похожий на военный. Постепенно стали отчетливо видны его надстройки, орудийные башни и борт. При этом по сведениям штаба республиканского флота, никаких франкистских кораблей ни в порту Ибицы, ни около острова быть не могло. Возникло предположение, что это один из мятежных крейсеров франкистов.

Следуя в кильватерной колонне за головным эсминцем "Гальяно", несмотря на присутствие в порту возможно вражеского корабля, три эсминца республиканского флота продолжали отважно двигаться в сторону берега, стремясь выполнить приказ. Приблизившись к берегу на дистанцию 50-40 кабельтовых, они изменили курс и стали двигаться параллельно берегу. Первым открыл огонь головной эсминец "Гальяно", за ним открыли огонь по портовым сооружениям "Гравино" и другой эсминец. Погода была хорошая, видимость отличная, дистанция до берега малая. В бинокли с мостиков эсминцев были прекрасно видны разрывы каждого из снарядов, попадавших в портовые сооружения порта. При этом все разрывы находились далеко вправо от находившегося в порту неизвестного корабля. Никакого противодействия со стороны неизвестного корабля не было. Стрельба велась как на полигоне, корабли по-очереди открывали огонь по каждому заметному сооружению морского порта. После двух-трех залпов с головного эсминца прозвучал сигнал "Немедленно прекратить огонь и следовать на присоединение к эскадре". Эсминцы прекратили огонь, отвернули от берега и полным ходом пошли на соединение с эскадрой. Как выяснилось позже, советский военный советник Алфузов, находившийся во время операции вместе с командующим испанской республиканской эскадрой на крейсере "Либертад", вместе с командующим эскадрой сумели разпознать в неизвестном корабле линкор немецкого ВМФ "Дойчланд". Однако на распознание и передачу приказа ушло некоторое время, в течении которого эсминцы успели сделать достаточно залпов по портовым сооружениям нежащейся под солнцем Ибицы. Пока комендоры фашистского линкора расчехляли орудия и играли боевую тревогу, драматические события 29 мая продолжали разворачиваться. Над островом Ибица появилось звено республиканских самолетов "СБ" ("Скоростной Бомбардировщик"). Командующий флотом связи с самолетным звеном не имел и отменить намеченный перед взлетом удар по порту Ибицы физически не мог. На свою беду, фашистские зенитчики с линкора "Дойчланд" открыли плотный зенитный огонь по группе республиканских самолетов, ведомых советскими военными советниками. С бортов республиканских эсминцев было отчетливо видно, как на неопознанном корабле засверкали многочисленные огоньки орудийных вспышек. Белые облачка разрывов возникли вокруг наших самолетов.

Если для опознания неизвестного корабля даже на флагманском корабле испанского флота ушло некоторое время, то распознать корабль, ведущий к тому же по тебе плотный зенитный огонь, советские летчики-добровольцы не имели возможности. Летчики нисколько не сомневались в том, что корабль, находящийся во вражеском порту и к тому же ведущий по тебе плотный зенитный огонь, является вражеским и принадлежит фашистским мятежникам. Звено республиканских самолетов, пилотируемых советскими летчиками-добровольцами, легло на боевой курс и нанесло бомбовый удар по вражескому линкору. Удар получился стремительным, мощным и метким. С борта испанских кораблей были отчетливо видны бомбовые попадания в палубу вражеского корабля, громадные темно-красные разрывы бомб в кормовой части "Дойчланда".

Линкор "Дойчланд" ВМФ фашистской Германии
Линкор "Дойчланд" ВМФ фашистской Германии

Как было отмечено выше, снайперский авиационный удар по фашистскому линкору нанес советский доброволец, авиационный штурман и отличный воздушный бомбардир Г.К. Ливинский из состава 1-й бомбардировочной эскадры "СБ" под командованием И.И. Проскурова. Командиром экипажа был знаменитый и бесстрашный советский летчик, будущий герой обороны Севастополя Н.А. Остряков, стрелком-радистом в экипаже которого был В.А. Лобозов. Удар был нанесен экипажами "СБ" с высоты 2000 метров бомбовой нагрузкой из 6 стокилограммовых бомб на каждом из самолетов звена, две из которых попали точно в цель.

Мемориальная памятная доска
Мемориальная памятная доска

Испанская республиканская эскадра должна была спешить на точку встречи с транспортом "Магальянес"- цели этой операции, и потому, выполнив боевую задачу, повернула на юг.

На рассвете 30 мая 1937 года транспорт "Магальянес" был успешно встречен в назначенном районе у африканского побережья и под охраной эскадры , в целости и сохранности, сопровожден в порт Картахены.

При этом радио всех стран передавали сенсационную новость : республиканские самолеты совершили нападение на германский линкор "Дойчланд". Сообщалось, что в результате бомбардировки фашистский линкор получил серьезные повреждения, при этом потери в команде линкора составили около 100 человек, в том числе более 20 убитых. Испанским радистам удалось перехватить радиограмму с борта "Дойчланд" о том, что он вышел из порта Ибицы и направляется в Гибралтар и просит английского адмирала обеспечить возможность ремонта. Между гитлеровскими военными кораблями днем 30 мая велись бесконечные радиопереговоры и по воспоминаниям очевидцев чувствовалось, что фашисты затевают что-то недоброе.

Направляясь в ночь на 31 мая 1937 года курсом на Картахену, шедшие слева от транспорта "Магальянес" эсминцы 2-й полуфлотилии республиканцев обнаружили в ночной темноте силуэты четырех боевых кораблей. При этом корабли стояли с полностью включенными огнями. На эсминцах сиграли боевую тревогу и послали эсктренное донесение на флагманский крейсер "Либертад". Торпедные аппараты эсминцев были наведена на боевые корабли неизвестной принадлежности, которые могли оказаться кораблями мятежников. Однако приказа на торпедный залп от испанского командующего эскадрой не последовало. Командование 2-й полуэскадры эсминцев и советские военные советники пытались оценить ситуацию и опознать неизвестные корабли. Наконец, на неизвестных кораблях также обнаружили проходящие рядом и мимо республиканские эсминцы и , видимо, сильно переполошились. Захваченные врасплох военные корабли - а это были гитлеровский линкор "Шеер" и три эсминца - быстро подняли на своих кормовых флагштоках свои национальные флаги и осветили их прожекторами. А через несколько часов эти самые корабли совершили кровавое преступление : приблизившись к беззащитному республиканскому городу-порту Альмерия, фашистские корабли обрушили шквал смертоносного артиллерийского огня на просыпающийся мирный испанский город. Так гитлеровский фашизм впервые показал миру свою варварскую сущность и готовность к убийству мирных ни в чем не повинных граждан других государств.

Во время швартовки ранним утром в порту Картахены военные корабли эскадры, порт и мирные кварталы с гражданским населением города подверглись мощному авиационному налету итальянских самолетов "Савойя-81", во время которого было убито много мирных жителей, женщин и детей. Военные корабли республиканской эскадры и прибывший из СССР транспорт во время налета не пострадали. К сожалению, огонь по самолетам был открыт с опозданием и не нанес авиации противника ущерба. Во время повторного налета зенитчикам испанского флота удалось сбить один самолет "Савойя-81".

Вечером 31 мая 1937 года в здании Капитании на улице calle Mayor города Картахена было проведено совещение всех советских военных советников на кораблях республиканского флота Испании. Совещание провел главный военно-морской советник республиканского правительства 33-летний "Дон Николас" - будущий Герой Советского Союза, Нарком ВМФ СССР и командующий флотом Советского Союза. Именно благодаря его указанию в ночь на 22 июня 1941 года по флотам и авиации флотов были своевременно обьявлена "Боевая тревога" и все силы флотов приведены в боевую готовность. Благодаря этому флот никак не пострадал в первые часы войны, а бомбардировки и минирование фарватеров в Севастополе и Кронштадте фашисткой авиацией были сорваны. Сегодня в честь адмирала Н.Г. Кузнецова назван единственный авианесущий крейсер Российского Флота.

Порт Картахены в наше время
Порт Картахены в наше время