Найти тему
Лучший период в жизни

Последний из первого отряда космонавтов

Мемориальная доска на первой школе
Мемориальная доска на первой школе

Борису Волынову 18 декабря исполнилось 85. Родом он из Иркутска, но мало кто знает, что его школьное детство прошло в Кузбассе. Бывая в Прокопьевске, он частенько выступает перед школьниками. Борис Валентинович прекрасный рассказчик. Ребятам его представили, как человека-легенду, но он тут же отшутился:

– Я, конечно, понимаю, что я старый, но я никакой не легенда, самый обычный человек.

Волынов учился в первой школе для мальчиков, а во второй женской в это время подрастала девочка Тамара, будущая жена космонавта. Поженились они уже после окончания – он – сталинградского училища, она – института. Вырастили двоих детей – сына и дочь. Сын, кстати, родился в Прокопьевске.

Летать Волынов мечтал с детства. Как рассказывает сам, в школе висели тогда портреты Чкалова и Серова. Мама Бориса Валентиновича во время войны работала хирургом в госпитале и однажды специально пригласила сына на работу, чтобы увидел тяжело раненых лётчиков и понял, какую опасную профессию задумал выбрать. Но именно там один из воздушных асов сказал мальчишке – хочешь быть лётчиком – будешь.

После училища попал в экспериментальный полк и летал на истребителях МИГ-15. В 1959 году ему предложили другую работу. Без лишних подробностей, сказали только, что работа рискованная, но интересная, связана с полётами. Где жить, сколько получать, перспективы – полная неизвестность. Отобрали по всей стране 3400 лётчиков-истребителей до 35-и лет, из них выбрали 209, после медкомиссии осталось 29. Потом сами отказались ещё несколько человек. В Москву 7 марта 1960 года в центр подготовки космонавтов приехали 20 человек первого отряда.

Тренировки начались в апреле с парашютных прыжков.

– Если за пять лет в полку я прыгнул пять раз, то здесь триста прыжков с высоты четыре километра. Выкидывали из самолёта кувырком специально, чтобы через 2-3 секунде ты уже стоял в воздухе нормально, как птичка, а парашют раскрывался только на высоте 750-800 метров. Значит, 50 секунд свободного полёта. Здорово! Интересно, воздух можно вот так сжимать руками, – рассказывает космонавт.

В январе 1969 года с космодрома Байконур стартовал космический корабль "Союз-5". На борту командир Борис Волынов, бортинженер Алексей Елисеев и космонавт-исследователь Евгений Хрунов. Днём раньше на орбиту вышел корабль "Союз-4", пилотируемый Владимиром Шаталовым. 16 января на орбите, впервые в мире, состыковались два корабля, космонавты с «Союза-5» перешли на «Союз-4» и 17 января "Союз-4" успешно приземлился. Борис Волынов остался один на «Союзе-5», посадка была намечена на 18 января. Ничто не предвещало беды, но отделения спускаемого аппарата от приборного отсека вместе с двигательной установкой не произошло. И гигантская "птица" с распростёртыми "крыльями" (солнечными батареями) устремилась к Земле. В плотных слоях атмосферы вследствие аэродинамического эффекта, создаваемого "крыльями", "птица" начала бешено вращаться. До столкновения с Землёй оставалось полчаса.

– Во что превращается космонавт в моей ситуации, я представлял очень ясно на примере гибели космонавта Комарова, – продолжает Волынов.

На высоте 80-90 км от сильного разогрева приборного отсека произошёл взрыв, спускаемый аппарат с космонавтом, к счастью, остался цел, зато произошло разделение. Но началось сильное вращение. Перегрузки - до 9 g, вес космонавта почти удесятерился, сердце работает, как на стометровке, 180-200 ударов. Но на дорожке можно остановиться, передохнуть, а космос такого шанса не даёт. До самого приземления спускаемый аппарат вращался то в одну, то в другую сторону. Долбануло о землю хорошо. Жаропрочная сталь расплавилась во время спуска. После этого психологи предрекали, что Волынов теперь не подойдет к самолету, потому что ни один человек на Земле еще не перешагивал такой психологический барьер. Однако медики ошиблись.

В 1976 году он отправляется на корабле "Союз-21" в качестве командира на станцию "Салют-5" вместе с бортинженером Виталием Жолобовым. Полёт проходил вначале строго по плану. На 42-е сутки, когда "Салют-5" находился на тёмной сторонк Земли, неожиданно погас свет. Темнота - кромешная. И невесомость, где нет ни верха, ни низа, а поднята у тебя рука или опущена, можно решить, лишь посмотрев на неё. Без света - полное отсутствие ориентировки! И совершенно неясно, что же произошло и, тем более, что делать. Оставалось лишь ориентироваться на ощупь. Через долгие час-сорок станция вышла из тени, была ориентирована в рабочее положение и всё пошло своим чередом.

– Наша профессия требовательна, – обращается к молодёжи Борис Валентинович, - в ней много нового, вам осталось ещё много неизученного. Жизнь быстротечна, экономьте время, старайтесь как можно больше успеть сделать. Определитесь со своими задачами в жизни. Я понимаю, что сейчас по-другому ребята рассуждают. Не все хотят в космос, как раньше. Но этому делу стоит посвятить жизнь. Много интереснейших явлений довелось наблюдать из космоса. Мы видели огромные волны в океане под сто километров. Морские лайнеры в такой волне становятся неуправляемыми, как щепка в ручейке. Мы видели, как грозовые разряды освещают район, сравнимый с Московской областью. Природа огромная силища. А невесомость. Это же здорово, необычно.

Слова «увлекательно», «интересно» постоянно мелькают в его речи. И по глазам, и по улыбке, по всей манере держаться было очевидно, как ему увлекательно жить.