Найти тему
Размышления Вслух

Техническое состояние и стоимость эксплуатации ГТС Украины

Фото с Яндекс.Картинки
Фото с Яндекс.Картинки

Добрый день!

Не стихают споры по соглашению между Газпромом и Нафтогазом как по транзитному договору, так и по судебным делам. Много статей написано на эту тему. Даже я отличился здесь. Но сейчас меня интересует себестоимость эксплуатации ГТС Украины. Чего так упирается Нафтогаз? Ну не получилось договориться с Газпромом, ну и ладно. Есть суд, пусть там юристы друг с другом и соревнуются.

Из открытых источников нахожу информацию о высоком уровне износа трубопроводов. Высоком – это сколько? 50%? 75%? 99%?

Если упрощённо, то газотранспортная система Украины состоит из труб, компрессорных станций и подземных газовых хранилищ.

Газовые хранилища сразу откладываем в сторону и не обсуждаем – не интересно.

Трубопроводы – основных транзитных в ЕС магистральных трубопровода 3 (три): "Союз", "Уренгой - Помары - Ужгород", "Прогресс". Строились в разное время, начиная с 1974 по 1986 года. Капитальным ремонтам, за исключением ремонтных работ на отдельных участках не подвергались. Расчётный срок эксплуатации – 33 года. Фактическое техническое состояние таково, что на некоторых участках эксплуатация снижает рабочее давление с 60 кг/кв см до 15 кг/кв см из-за угрозы техногенной аварии.

Компрессорные станции. Их 71 штука. Вводились в эксплуатацию одновременно с трубопроводами. Допустимый ресурс эксплуатации большинства компрессорных агрегатов – 180 000 часов или 20 лет. Только на некоторой малой части компрессорных станций была проведена модернизация. Остальные работают в предаварийном режиме.

Учитывая годы строительства, степень износа, отсутствие (или недостаточность) планово-предупредительных ремонтных работ, могу смело сказать, что ранее озвученные цифры о стоимости капитального ремонта ГТС Украины от 4,5 млрд дол до 13 млрд дол не кажутся такими уж и фантастическими.

Текущая эксплуатация ГТС Украины оценивается собственником в сумму от 200 млн дол до 300 млн дол. Данные цифры даже немного ниже ранее встреченного мной утверждения, что себестоимость ГТС находится в районе 15 млрд куб м/год. Замечу, именно эксплуатация, а не капитальные вложения.

Вывод. Разобрав для себя ситуацию, прихожу к выводу, что долгосрочные планы по ГТС Украины никто делать и не собирается. В том числе и на самой Украине. Нафтогаз работает в стиле наших олигархов из 90-хх – максимально выжать из имеющегося актива без крупных вложений в него, просто поддерживая его функционирование.