21,3K подписчиков

Ошибка Одиссея: о странностях авантюры с троянским конем

7,3K прочитали
О Троянской войне повествуют сразу несколько античных авторов, и знаменитый эпизод с конем все рассказывают по-разному.

О Троянской войне повествуют сразу несколько античных авторов, и знаменитый эпизод с конем все рассказывают по-разному. Какой-то единой версии нет, но мы разберем самые известные (и наиболее странные) фрагменты этой истории.

1. У троянцев нет веских причин вносить в город коня

Чтобы взять Трою, ее нужно лишить главной святыни - палладия.

Одиссей, переодевшись нищим и пробравшись в Трою, ворует реликвию, попутно убив охрану. Греческие боги крайне обидчивы, но Афина никак не реагирует на это.

Затем данайцы сжигают для вида свой лагерь и якобы бегут, подкинув деревянную лошадь с надписью «В дар богине Афине». Они нашкодничали, разграбив ее храм, и пытаются умаслить Палладу, подарив ей деревянного коня.

С чего богиня должна радоваться этому подарку, непонятно. И тем более странным кажется решение непременно поставить его внутри города.

У Вергилия объясняется, что конь будет благословлять жителей Трои, только если его внести внутрь. А за воротами - не будет.

И троянцы охотно покупаются на эту ложную информацию и с энтузиазмом начинают ломать стену, построенную Посейдоном, поскольку в ворота конь не проходит.

Так себе вариант: вернуть покровительство Паллады (которая даже не удосужилась испепелить Одиссея за святотатство), окончательно разругавшись с владыкой морей.

2. Троянцы игнорируют абсолютно все предупреждения об опасности

А их очень много. В «Одиссее» к коню подходит Елена и начинает … разговаривать с сидящими внутри воинами голосами их жен, пытаясь их выманить. Это в принципе очень загадочный эпизод – во-первых, Елена к тому времени уже давно хочет улизнуть из Трои домой, и выдавать Одиссея ей не с руки. (Впрочем, Гомер дает универсальное для всех странностей объяснение: в Елену временно вселяется дружественный троянцам демон-пародист.)

Во-вторых, находящийся рядом с ней супруг абсолютно никак на эту провокацию не реагирует и выводов не делает.

Далее, жрец Лаокоон предупреждает троянцев, что конь – это ловушка. И почти тут же на глазах соотечественников его съедают змеи, посланные недружественным Трое Посейдоном (у которого, видно, свой взгляд на известную поговорку «на каждый роток не накинешь платок»).

Про дежурную пророчицу Кассандру я вообще молчу: ее предсказания всегда игнорируют. Так надо.

3. Странный план Одиссея

План такой: выстроить огромного коня, который не пролезет в ворота, и спрятаться в нем… чтобы спрятаться в нем.

А она влезет? - Впихнем!
А она влезет? - Впихнем!

Троянцы, проглотив наживку, очень быстро разобрали часть стены. Пока лошадь с усердием "впихивали" в город, было слышно, как в ее животе звенит оружие...

Зачем Одиссею и товарищам подвергать себя риску и ходить по краю, если можно спрятаться в кустах или наведаться в город ночью? Стену либо разберут - тогда войти в Трою можно и так; либо не разберут, а статую сожгут или выбросят в море (все-таки несколько троянцев предлагали такие варианты).

Стражу убить? А что там эта стража охраняет, пролом в стене?

И кстати, палладий Одиссей выкрал, переодевшись нищим. Он уже входил в Трою совершенно свободно без всякого "коня на колесиках" и убивал охранников в храме...

"Многомудрый" царь Итаки совершенно напрасно подвергает смертельной опасности лучших воинов.

Тем более, как изящно выразился Вергилий, ночью город был «в вине и во сне погребенный». То есть, по сути, он и без лазутчиков являл собой иллюстрацию к словам "заходите, люди добрые, берите что хотите"...

________________________________________________________________________________________

Очень сложно представить, что умные и искусные в войне троянцы проявили столь фантастическую беспечность, затащив в город совершенно ненужную им деревянную фауну.

Античный автор Дарет Фригийский в "Истории о разрушении Трои" предлагает гораздо менее эффектную, но более правдоподобную версию.

Итак, между данайцами и троянцами заключен мир. Бдительность троянцев усыплена. Но в Трое находятся предатели, желающие сдать город грекам (которые никуда еще не уходили, лагерь не сжигали и никаких изваяний не строили).

С лидерами греков тайком встречается предатель Полидамант и

советует ночью подвести войска к Скейским воротам, на которых снаружи была изваяна голова коня; там ночью стоят отряды Антенора и Анхиза, и они откроют ворота войску аргивян и зажгут огонь, который будет знаком к нападению.