Мы продолжаем подводить музыкальные итоги года — на очереди еще одна десятка 50 лучших русских альбомов 2019 года. В нее попали такие артисты, как СБПЧ, Сияние, Foresteppe, Saluki и многие другие.
50 лучших русских альбомов 2019 года — часть 3 (30-21 места)
20. Самое Большое Простое Число — «Наверное, точно»
Главное отличие десятого альбома «Наверное, точно» СБПЧ в том, что здесь меньше всего Кирилла Иванова за всю историю коллектива. Для тех, у кого его речетатив и тексты вызывали аллергию, это отличная новость – теперь самую заметную роль в СБПЧ выполняет экс-солистка группы Dsh Dsh Женя Борзых, благодаря которой у группы получаются эксцентричные и веселые поп-песни про любовь, танцы и молодость. СБПЧ не изменили себе, следуя своему эклектичному стилю из хип-хопа, инди и электроники, при этом звук стал более танцевальным, глянцевитым и щедрым на детали – наверное, так бы звучали Talking heads, если бы они сейчас появились в России.
19. Тальник — “Глория”
Эксперименты с формой не новы для группы — почти два шода назад дуэт выпустил отличный «Коричневый блюз» с разреженным абстрактным хип-хопом, на этот же раз уроженцы Северска и Южно-Сахалинска обращаются к авант-фолку, вновь получая результат исключительной силы. Несмотря на все эксперименты с формой, Тальнику удается каким-то удивительным образом оставаться самими собой. На «Глории» можно найти все те же неприкаянные и пронзительные песни со странностями, теперь в обрамлении минималистичных гитарных переборов. Для творчества Тальника по-прежнему крайне важна категория времени. Быстротечность и хрупкость всего и вся, ускользающая красота и искажающее свойство памяти — темы, которые всегда волновали дуэт, и деконструированный фолк прекрасно подходит для их выражения.
18. Foresteppe — “Karaul”
Егор Клочихин из Бердска, он же Foresteppe, выпустил на российском лейбле Klammklang свой, возможно, лучший альбом — и уж точно самый разнообразный. «Караул» — пропитанный ощущением тревоги концептуальный альбом, посвященный травматическому опыту службы в российской армии. Помимо уже знакомого пост-фолка и сентиментального эмбиента с зажеванной кассеты музыкант пускается в дебри дроуна, индастриала и нойза, по-прежнему используя при записи игрушечные инструменты и кассетный магнитофон.
17. Роберто Счастлив — “Мы здесь все панки”
Драматичные песни Татьяны Смирновой здесь явно опираются на традицию Янки Дягилевой — разве что с поправкой на сегодняшнее время. Порой бытовой пессимизм «Роберто счастлив» чем-то перекликается с жутко недооцененной екатеринбуржской группой «Городок чекистов». «Цветет виноград в саду и нет мне никакой власти», — поет Татьяна Смирнова в одном из самых эффектных треков на альбоме «Жгучий песок», будто бы цитируя Славу Солдатова. Причем в плане звука на альбоме тоже немало сходства с «Городком чекистов» благодаря ликующим и ностальгическим синтезаторам. В результате у Татьяны Смирновой получаются несовершенные песни исключительной красоты, в которые хочется вслушиваться и вникать, не жалея времени — довольно редкое качество для альбома на русском языке в 2019 году.
16. Saluki — “Властелин калек”
Второй сольный альбом бывшего участника объединения Dead Dynasty Saluki – прекрасная иллюстрация такого явления, как рэп от битмейкера, со всеми его плюсами и минусами. И первых в данном случае куда больше. На “Властелине калек” Saluki демонстрирует все, на что он способен как неординарный продюсер – внимание к деталям, господство формы над содержанием, впечатляющий многослойный звук, которому сложно противостоять, а также куча гостей на треках (Noa, White Punk, Boulevard Depo, Cream Soda, Лизер, Платина, Rocket, 104, Bad Zu, Синекдоха Монток, Anikv и Kindy King). Несмотря на количество гостей, они совершенно не перетягивают одеяло на себя и смотрятся совершенно уместными в ткани альбома. Saluki удалось записать один из самых разноплановых и попросту лучших хип-хоп альбомов 2019 года на русском языке. Удастся ли Saluki в будущем обрести свой голос и нащупать собственный стиль — вопрос открытый.
15. Сияние — “Желания”
Группа СИЯНИЕ на своем дебютном мини-альбоме «Желания» удачно смешивает шугейз и эмо-рок, получая на выходе нечто светлое и трогательное. Эйфорический гитарный шум здесь прекрасно сосуществует с отличными мелодиями, при этом команда не переусердствует с эмоциональным вокалом, который у групп подобного рода зачастую вызывает отторжение.
14. Masha Hima — “Blackwork”
На “Blackwork” Маша Хима отказывается от читки в пользу пения, что пошло ее музыке исключительно на пользу. Трагичный и нуарный альбом Маши Химченко повествует о комплексах, насилии в отношениях и нестерпимой любви. Исполнительница здесь выросла в полноценную поп-артистку, которая без ироничной ухмылки и постмодернистских отсылочек рассказывает на “Blackwork” о токсичных отношениях — и делает это невероятно откровенно и убедительно.
13. Leo Tood — “Лед на погонах”
Сюрреалистичные и непредсказуемые треки на LP “Лёд на погонах” явно вдохновлены экспериментальной электроникой в диапазоне от Oneohtrix Point Never и Arca до Ben Frost. “Лед на погонах” посвящен поиску личного пространства в недружелюбном мире и борьбе со страхами. Хаотичные треки здесь словно транслируют ощущение уязвимости и незащищенности в нынешней России.
12. Хадн Дадн, “Лаоакын”
Песни Хадн Дадн с затейливыми и обаятельными мелодиями с сильным фолковым привкусом напоминают одновременно футуристический психоделический поп Animal Collective и шведский синти-поп The Knife. Из всех новичков в российском инди-попе Хадн Дадн одни из самых талантливых — музыканты умеют рассказывать абсурдные истории, основанные на реальных событиях. Треки на “Лаоакыне” здесь куда подвижнее и танцевальнее, чем на прошлогоднем “Тайном альбоме”. Если вам понравился предыдущий альбом, то наверняка придется по вкусу и новый — особенно выдающиеся здесь первые три трека во главе с главным хитом релиза “Киви кошелек”.
11. Сёстры — “Окна” EP
На “Окнах” можно обнаружить текучие песни с многослойнойным звуком в духе Джеймса Блейка и FKA Twigs, но при этом со своим “лицом”. Получается у “Сестер” намного органичнее и талантливее, чем у многих коллег по российской сцене, тоже пытающихся в арт-R&B. При этом песни дуэта выгодно отличаются и от однообразного заторможенного R&B с трэп-битами, который в 2019 году уже невозможно слушать.