Найти тему

Непутевые Заметки. Долгожданный Крым. Часть 7, заключительная. Чайки, крабы, Кошки, пушки.

Предыдущие части:
1. В Дону рыбы нет.
2. Переправа-переправа...
3. Севастополь - Город Воинской Славы.
4. Херсонес Таврический.
5. Фиолент
6. Обитель стальных китов.
На следующий день после поездки в Балаклаву мне позвонила Ника - моя знакомая, курская путешественница, иногда отзывающаяся на прозвище Кошка.
Она тоже, как оказалось, была в Севастополе, чему я обрадовался, мы договорились встретиться и посетить музей 35 береговой батареи.
Договорились на счет места встречи и вышли из дома.
Возле места встречи оказалась небольшая кафешка-пивнушка, оформленная с хорошим чувством юмора:

-2
-3
-4
-5
-6

Поулыбавшись от души и сохранив рецепт "лечебного коктейля для души", вглядываемся вдаль и видим мчащуюся на всех парах в нашу сторону Кошку. Все в сборе - садимся на автобус и едем.
Нужная нам остановка видна сразу и издалека.

-7

Выходим из автобуса и под палящим солнцем идем к музейному комплексу.

Бронеба́шенная батаре́я № 35, или 35-я батарея (немецкое обозначение — «Maxim Gorki II»), — одно из наиболее мощных фортификационных артиллерийских сооружений береговой обороны (БО) Главной военно-морской базы Черноморского флота СССР, строительство которой было начато в начале XX века царской Россией для укрепления Севастополя как базы императорского Черноморского флота. Данный план был продолжен уже в советский период с 1920-х вплоть до начала Великой Отечественной войны в 1941 году.
35-я береговая батарея была вооружена двумя двухорудийными башенными установками БЛ-10 калибром 305 мм (12 дюймов) с длиной стволов в 52 калибра ( 15850 мм), предельная дальность огня - 42 км, несомненным преимуществом была возможность вести круговой огонь.
Батарея вела активные действия на протяжении всей обороны Севастополя в период с 1941 по 1942 год. В ночь с 1 на 2 июля после израсходования всех боеприпасов и эвакуации личного состава башенные установки и энергостанция были взорваны. После войны, в отличие от 30 артбатареи, не восстанавливалась.


На входе нас встречает экспозиция техники времен войны - грузовики, мотоциклы, джипы и прочий транспорт.

-8
-9
-10
-11
-12
-13
-14
-15
-16

Двигаемся к самому подземному комплексу батареи... но, увы, облом - для посещения мы выбрали единственный день на этой неделе, когда экскурсий внутрь бывшей башенной батареи нет...
Обратите внимание на легенду к схеме - поскольку батарея принадлежала флоту, помещения именуются по флотской терминологии.

-17

Повздыхав перед входом, решаем осмотреть наземный комплекс...

-18
-19
-20

Остатки подбашенных помещений - во время эвакуации наших войск из Севастополя, батарея была взорвана и потом так и не восстановлена, в отличие от 30 артбатареи, которая в настоящий момент находится на консервации в условно боеспособном состоянии.
К слову, все проходу обсигналены и увешаны камерами...

-21
-22
-23
-24
-25

Батарея находится на самом берегу моря, и мы идем по дорожке к обрыву, откуда открывается чудесный вид на Черное море и мыс Фиолент.

-26
-27
-28

Маша и Кошк позируют с флагом)

-29

Рядышком установлена небольшая часовня в память защитников 35 артбатареи.

-30

Вокруг летают чайки - и у Кошки внезапно просыпается "охотничий инстинкт" - зафотоохотить чайку)

-31

Я присоединяюсь к этой развлекухе - Кошк бьет "очередями", я делаю редкие одиночные "выстрелы", а Маша, смеясь, сгоняет с обрыва чаек нам под объективы)

-32
-33
-34
 Чайка готовится выудить из воды купальщика :)
Чайка готовится выудить из воды купальщика :)

Немного поразвлекавшись таким образом, не завалив ни одной чайки, зато завалив десяток горизонтов, идем дальше. На территории мемориального комплекса кое-где виднеются оголовки аварийных выходов из помещений батареи. Увы, обрешеченные напрочь.

-36

Внезапно видим орудийный дворик, в котором стоит скорострельная трехдюймовка Канэ производства Обуховского завода, 1914 год. По виду - полностью рабочая, но замок закрыт цепью. Однако, пушка на тумбе вращается, со стопора снимается, механизмы наводки работают.

-37
-38
-39
-40

Рядом с орудийным двориком рубка артиллерийского катера МО-4

-41

Чуть ниже по склону - сухопутная оборона. Траншеи восстановлены и там иногда проводятся реконструкции...

-42
-43

На брустверах установлены грубо сваренные из водопроводных труб макеты противотанкового ружья, пулемета Максима, противотанковой пушки с прикрученным к грунту ящиком снарядов. Стоит ли говорить, что и снаряды приварены к ящику!

-44
-45
-46
-47
-48
-49

Солнце допекает жарой и мы спускаемся к морю- охладиться и слегка просолиться. Вода прозрачная, в глубине студенистыми комочками плавают медузы, стайками ходят у дна мальки, под ногами суетливо бегают крабики)

-50
-51
-52

Погладить много кошек - было, погладить Як - было, поглажены были торпедный катер, крылатая ракета, ежик. А вот крабика не погладили - время исправить. К слову, Крабик явно был против, щелкал малюсенькими клешнями и пытался удрать)

-53
-54
-55

Крабика почти сразу же и отпустили, и он бочком, грозя клешней, шустро драпанул под камень. А мы поехали в город - захотелось еще прогуляться по бульварам...

-56
-57
-58

Добравшись до Исторического бульвара, мы пошли к видневшемуся неподалеку колесу обозрения...
Оно хоть и небольшое, но находится на горе, а потому на Город открывается чудесный вид...

-59
-60
-61
-62

После покатушки на колесе бродим по Историческому бульвару, выходим к реконструкции редута 4 батареи времен 1 обороны.
На фашинах дремлет то же котэ, которое мы встретили там несколько дней назад (в 3 части моего повествования)

-63
-64
-65
-66
-67
-68
-69
-70
 Кошка и кошка)
Кошка и кошка)

Заглянув в минную галерею (далеко не ходил - ибо грязно, а я весь в белом), решили еще прогуляться. На тот момент стемнело, к нам присоединился Кошкин знакомый, живущий в Севастополе. И мы пошли к автовокзалу - у нас по с Машей оставалось не так и много свободного времени и надо было купить билеты на "большую землю".
Разобравшись с делами, попрощавшись с Кошкой и ее товарищем, мы поехали домой - собирать шмот перед отъездом.
На следующее утро, тепло распрощавшись с хозяйкой, которая немало нам помогла своими советами - как лучше добраться до интересующих нас мест и что лучше посмотреть, мы отправились в центр города - за сувенирами, ну и погулять до отъезда.
Полюбовались на гавань, корабли и подлодки...

-72
-73

К слову, ода из подлодок - та самая единственная украинская подлодка "Запорожье", восстановленная до условно боеспособного состояния за российские средства в 2012 году. Хотя, в целях безопасности, она так и стоит со времен Крымской весны пришвартованной к пирсу (ее обещают отдать украинцам, если те прекратят конфликт на Донбассе, но, похоже, хохлам на лодку просто наплевать). К слову, этой лодкой уже интересуются в Балаклавском музее Холодной войны (да-да, том самом, из прошлой части моего рассказа) с целью превращения ее в музейный экспонат - объект 825 обслуживал в том числе и лодки данного проекта:

Подлодка в кадре слева - это единственная подлодка ВМСУ "Запорожье", как народ шутит - накрепко приварена к пирсу, но не чтоб не уплыла, а чтоб не утонула.
Подлодка в кадре слева - это единственная подлодка ВМСУ "Запорожье", как народ шутит - накрепко приварена к пирсу, но не чтоб не уплыла, а чтоб не утонула.

Мы бродили по улицам Севастополя, любуясь памятниками, открытой экспозицией Военно-Морского музея, и в итоге дошли до Графской пристани..

-75
-76
-77

А на графской пристани нас ждал небольшой сюрприз. Еще издалека я обратил внимание на толпу народа у выхода на пристань, на оцепление... И на снайперский пост на крыше спорткомплекса!

-78
-79
-80

Оказывается - ждали Путина. народ улыбался, толпа была реально большя - почти вся площадь перед графской была заполнена народом.
Ну а мы пошли прогуляться по набережной.
Акватория бухты была расчищена от кораблей - только изредка сновали паромы на Северную сторону и вдалеке стоял на якоре ветеран нескольких флотов - двухкорпусное судно -спасатель "Коммуна" - самый старый корабль в мире, состоящий на действительной военной службе и выполняющий боевые задания (спущен на воду в 1913 году).

-81
-82
-83
-84

А вот и "кортеж Путина"

-85

Президента мы ждать не стали - просто закупились сувенирами и поехали на автовокзал.

-86

Обратная дорога запомнилась ураганом на трассе Симферополь-Феодосия, автобус едва не сдувало с трассы, ветер был такой силы, что борт автобуса ощутимо прогибался (!).
Перед паромом нас организованно вывели из автобуса и провели через линейку металлодетекторов. Вернулись в автобус, который минут через 10 уже въехал на борт парома - на этот раз это был греческий паром. На пароме нам разрешили выйти из автобуса и прогуляться на верхнюю палубу, чем народ с радостью воспользовался.
Грек оказался на удивление ходким - переправа заняла всего 15 минут. Мы стояли возле леера прямо над аппарелью, а на нас из темноты надвигался берег "большой земли". сильный ветер дул в лицо, обдавая взвесью соленых брызг.
А потом мы снова сели в автобус и провалились в сон до самого Краснодара.
В Краснодаре была посадка на Ласточку до Ростова, в Ростове купили билет до Воронежа.
Правда поезд отправлялся не с главного вокзала, а с проходной станции возле ГПЗ-10, докуда нам пришлось добираться в тесной и неуютной маршрутке, скрючившись в три погибели.
Ну а дальше - дневной сон в поезде, радость возвращения, шашлыки на следующий день по приезду и полное отсутствие билетов до Питера аж на неделю вперед. К слову, начальство вошло в положение и выдало три отгула без отработки в дополнение к отпуску.

Вот такой вот выдался отпуск. Насыщенный, яркий, полный позитива.
А еще спустя месяц я переехал из Питера в Воронеж, но это уже другая история, личная и читателям не интересная.
Вот как-то так, спасибо за внимание и терпение. И традиционно - не прощаюсь с Вами, дорогие читатели! Оставайтесь на
канале! До новых встреч!

Другие рассказы по теме "Путешествия":
Москва, Беларусь и Украина - 2013
Дальняк на мопеде -2018