Мы работаем с 2010 года и за 9 лет успели поработать с компаниями разного уровня.
В нашей копилке проектов есть те, чей бренд у всех на слуху и те, кто только запускал свой бизнес на момент сотрудничества с PORT23.
И если вы как раз в процессе реализации своей бизнес-идеи, мы хотим поделиться с вами отличной шпаргалкой для начинающего бизнесмена:
1. Вы и сами это знаете, но мы на всякий случай напомним: очень важно выстроить чёткий и подробный бизнес-план, просчитать все риски, оценить рынок: востребованность вашего продукта, обратить внимание на конкурентов.
2. Отсутствие финансовой подушки. Не все готовы к суровой реальности: поначалу вы не будете зарабатывать. Нет, не так. В первое время вы будете работать в минус. И это нормально. Поэтому закладывайте финансовую подушку минимум на полгода, а лучше на год. И стоит учесть не только свой доход, но и выплаты работникам, на эти же полгода/год оплату всех счетов, налогов; нужно предусмотреть различные форс-мажоры, которые могут влететь вам в копеечку.
3. Также не забывайте вести учёт. С самого начала, даже если вы купили гайку за 5 рублей – это важно учитывать.
4. Брать кредит на бизнес. Быть должным, когда ваш проект ещё даже не запустился – не самый лучший вариант. Вы точно просчитали все риски, когда писали бизнес-план?
5. Вдохновляющая мотивация. Если у вас не горят глаза, нет страсти к собственному делу – попробуйте себя в другой сфере. Если вы не заинтересованы в продукте, то убедить других в его нужности, будь то сотрудники или потребитель, будет сложно.
6. Неумение делегировать. В попытках сэкономить и взять все обязанности на себя, вы подтвердите пословицу «скупой платит дважды». И мало того, что нужно уметь отдавать поручения другому, нужно ещё понимать, кому и что доверять. Каждый должен заниматься своим делом. Не забудьте про подробные инструкции для каждой должности!
7. Попытка обойти закон. Уверенность, что налоговая заинтересуется вами только тогда, когда у вас уже будут деньги, чтобы всё официально оформить — это очень самоуверенно. Заранее решите все вопросы, связанные с сертификацией, бухгалтерией, логистикой. Обезопасьте себя с юридической стороны.
8. Недооценивать вклад в продвижение и рекламу. Придётся заводить аккаунты в соцсетях, писать посты, разбираться в правилах и инструкциях, набивать шишки, тратить кучу времени и терять свои финансы из-за малейшей допущенной ошибки при настройке рекламного кабинета. Или можете сразу обратиться к профессионалам. Результативная реклама стоит денег.
9. Команда из друзей и родственников. Хотите испортить отношение с близким человеком — возьмите его на работу. Такому сотруднику выговор-то сложно сделать, не то что уволить. А мысль «мой брат здесь директор» многим дает ощущение свободы и вседозволенности. Вы только представьте: отругали вы племянника, а обиделась на вас тетя, мама, бабушка и половина родни. Оно вам надо?
10. Не раздаривайте попусту ваш продукт. Запомните отличное правило: не дарить ваш продукт друзьям и родственникам по первой же их просьбе. Не стесняйтесь озвучить цену и донести близким насколько это важно для вас и сколько труда вы вложили в это дело.
11. Ваша целевая аудитория. Мало того, что нужно понимать, кто это, но и учитывать интересы этих людей. Если вам раз за разом задают один и тот же вопрос (например про услугу, которой у вас нет) — стоит обратить на него особое внимание.
12. Обещания на словах. Очень важно все договорённости задокументировать, даже если вы с человеком в самых что ни на есть близких и доверительных отношениях. Это бизнес — здесь нельзя давать пустые обещания и надеяться, что все забудут. И уж тем более не бойтесь обидеть кого-нибудь своей просьбой зафиксировать всё в письменном виде. Если ваш разговор был по телефону — продублируйте на почту или в мессенджер основные моменты, чтобы удостовериться, что вы правильно друг друга поняли. Кроме того, в спорных моментах, вы всегда сможете достать телефон и подкрепить свою правоту перепиской.
13. Предоплата. Если специфика вашего бизнеса заключается в начале работы только после поступления заказа, то всерьез задумайтесь о наличии хотя бы частичной предоплаты. Это спасёт ваши деньги, время и нервы.
14. Уметь отказывать. Не беритесь за заказы, которые почти невозможно выполнить, или клиентов, вызывающих у вас подозрение. Уповая на чудеса, вы легко заработаете себе негативный отзыв и не лучшую репутацию.
15. Жизнеспособность вашей бизнес-идеи. Перед тем как печатать визитки с гордой подписью «директор» и арендовать собственный офис – протестируйте свой продукт. Проанализируйте спрос на рынке, если он низкий – важно понять почему. Создавайте опросы в соцсетях: так вы заявите о своих намерениях и соберете интересные мнения ещё до запуска бизнеса. Попробуйте найти хотя бы первого клиента, которого ваша услуга или товар заинтересует.
Надеемся, что у вас всё получится и желаем каждому начинающему предпринимателю взять за правило – «не сдаваться»! Ну а к кому потом идти за рекламой и продвижением – решать конечно вам :)