Найти тему
Толкачев. Истории

Как прощаться с Чукоткой? (Часть 3)

Окончание. См. предыдущие статьи:

Когда ты едешь на Чукотку (Часть 1).

Первая встреча с коренными жителями Чукотки (Часть 2).

Источник: https://www.mzunguexpeditions.com/chukotka_kanchalan
Источник: https://www.mzunguexpeditions.com/chukotka_kanchalan
Страна производит электричество, паровозы, миллионы тонн чугуна. Люди напрягают все силы, люди буквально падают от напряжения, люди начинают даже заикаться от напряжения, покрываются морщинами на крайнем Севере и вынуждены вставлять себе золотые зубы.
Шукшин "Калина Красная"

В свою последнюю командировку, я привез заказчику отчет. А потом приехал к своим знакомым чукчам. В основном детям привез сувениры и сладости, а еще повалялся с ними в снегу... Фоток четких не получилось. Было как-то грустно.

Чукотка уходит. Нет, не в прошлое, и не в будущее. Уходит неизвестно куда. Может кому-то известно, - мне нет. А ведь позади у народов Севера столетия развития культуры, промыслов, традиций.

Волей или не волей, но получилось так, что они пожертвовали собой - они бросили все и приняли наши правила игры. Но игра им не подошла мы этого, к сожалению. не поняли.

Сегодня достаточно набрать в поисковике список покинутых поселков - и многое прояснится. Куда делись люди с брошенных домов? Как складывается их судьба, ведь у этого края многовековая история?

Исторические источники гласят…

«Чукчи – единственный народ Крайнего Севера, воевавший с Российской империей и одержавший победу. Первыми колонизаторами тех мест стали казаки атамана Семена Дежнева. В 1652 году они построили Анадырский острог. Воинственные северяне не захотели мирно соседствовать с русскими, а уж тем более – выплачивать налоги в имперскую казну. Война началась в 1727 году и длилась более 30 лет. Тяжелые бои в непростых условиях, партизанские диверсии, хитроумные засады, а также массовые самоубийства чукотских женщин и детей – все это заставило русские войска дрогнуть. В 1763 году армейские части империи были вынуждены покинуть Анадырский острог».

Замечательный русский этнограф Владимир Германович Тан-Богораз ходил в экспедиции, жил в кочевьях и написал много исследований.

Скрин библиографии ученого.
Скрин библиографии ученого.

Жизнь луораветлана

Луораветланы живут не так, как мы, у них другая жизнь, и смерть другая. Те, кто у моря – выходят в лодках, сделанных из древесины и моржовых шкур: весной и зимой - на тюленей и нерпу, осенью и летом — на китов и моржей. Кто дальше – живут как кочевники, и обходятся оленями.

Фото Евгений Басов. Источник: https://basov-chukotka.livejournal.com/159671.html?page=1
Фото Евгений Басов. Источник: https://basov-chukotka.livejournal.com/159671.html?page=1

Если сегодня не так, то так было вчера.

Их пища - мясо оленя, кита или тюленя, особенно в сыро-замороженном виде, еще кровь и внутренние органы тех же тюленей и оленей. Фирменный суп Чукотского жителя состоит из полупереваренного в оленьем желудке мха под названием «моняло».

Если сегодня не так, то так было вчера.

Как настоящие гурманы они не откажутся от моллюсков.

Хотя рыболовство уходит в прошлое.

Любят кору и листья карликовой ивы, щавель и морскую капусту. Если б открыли в Москве ресторан – не было б отбою от клиентов. Особенно на моняло.

Яранги у них неправильной многоугольной формы, но теплые, из оленьих шкур, вывернутых мехом наружу. Издалека смотрятся здорово, а внутрь я не попал. Но те, кто попал раньше, в знак гостеприимства переселяли оленеводов в каменные дома.

Если самобытность в одежде и самобытность в питании – это прошлое, то этот маленький народ смог сохранить многовековую школу резьбы по кости, моржовому клыку и оленьему рогу, и школы шитья изделий из оленьих шкур – это настоящее. Таким образом еще бьется сердце этого удивительного народа. (До мастерских рукоделия - в Провидении, Эгвекиноте, Лорино, Певеке я не доехал, но еще раз сходил в магазин Промтовары и раздобыл маленькие пинетки из оленьей шкуры).

Кстати, когда в Москве (РГБИ на Большой Дмитровке) весной 2019 года была выставка деревянной игрушки, создаваемой русскими мастерами - то специалисты подтвердили мне, что осталось всего несколько семей в деревнях, которые можно посчитать по пальцам одной руки, где передается мастерство. Как мы бережем свои традиции мастеров видно по скрину, если набрать в поисковике Яндекса: "деревянная игрушка"

Скрин того, что предлагается детям под названием "деревянная игрушка" в стране с многовековой культурой создания игрушки.
Скрин того, что предлагается детям под названием "деревянная игрушка" в стране с многовековой культурой создания игрушки.

Ну это так, к слову...

Смерть луораветлана

Они действительно равнодушны к смерти, ибо исторически смерть луораветлана должна быть легкой и незатейливой. В былые времена чукотские мужчины и женщины носили при себе ножи (не исключалось самоубийство, ибо пленников завоевателей, скажем, коряков, ждала судьба рабов, а это считалось хуже смерти). Воины, раненые в бою, просили своих победителей о смерти. Старики, чтобы не мешать молодым нередко досрочно прекращали свой жизненный путь.

Возможно это связано с тем, что северный народ когда-то верил в легенду 5 жизней у каждого человека. В этом случае понятно, какое ритуальное значение они придают танцам, отображающим поведение людей, птиц и зверей. Полет журавля, бег оленя, взгляд ворона, парение чайки, плавание уток, высматривание охотника из засады - это их перевоплощения.

Праздник луораветлана

У них другое значение жизнь и смерти, чем у нас – если вникнуть в это, тогда и поймешь их праздники. Осенью — день убоя оленей. Весной — день рогов. Зимой — жертвоприношение звезде Альтаир. А еще есть такие, по велению души: кормление огня, поминки по умершим, обетные служения и жертвоприношения после охоты, праздник кита, праздник лодки.

Лирический герой чукотского писателя Юрия Рытхеу (он из семьи охотника-зверобоя), однажды скажет:

«Я жил в этом мире с детства, и беспредельность пространств как-то не волновала меня: я считал, что мир таким и должен быть. Между небом и землей не было четкого разграничения, как между сушей и океаном… Потом только я узнал и почувствовал ограниченность пространства, горизонт, закрытый деревьями, задымленное небо над городами, сквозь которое никогда не пробивается звездный свет, застланный множеством искусственных огней, затмевающих Млечный Путь».
-5

Уезжая с Чукотки оставляешь свое сердце...

... значит на одного луораветлана на Чукотке станет больше.

…Из окна уазика я в последний раз смотрел на поселок(не знал, что жители поселка вскоре тоже посмотрят на него в последний раз), и видел только 4 цвета, мне не хватало пятого – цвета шкуры оленя. Я засматривался на склоны гор - за ними, в белых полях - яранги, и люди, с которыми я познакомился, Василий и Акулина.

Рытхеу писал о ярангах.

«Жилища казались темными пятнышками, повисшими между небом и землей».

…Меня тащили под руки к самолету – за день до отъезда потянул связки, когда спускался по веревочной лестнице с вертолета. Наверное, мое движение было похоже на танец раненого ворона, наверное, в этом я стал им ближе.

Я, конечно, вспомню дорогих моему сердцу посланников большой земли, с которыми поработал, я конечно прилечу туда еще зимой, но скучать я буду по бубнам, за которыми танцы ворона и утки, и по их снегу, ведь у них сколько состязаний на снегу: гонки на оленьих и собачьих упряжках, прыжки через нарты, женская борьба стоя на коленях, бег по сугробам. Вот и пришло из небытия глубокое значение той фразы: «Чекальван вальэгыт!» И подумал я: как же они любят свою культуру, которая дарит им свободу – такую простую, что не совсем понятную нам, людям, избалованным цивилизацией.

P.S. Потом я узнаю, что Беринговского больше нет. Людей переселят в соседний поселок. Бросят их налаженную тут жизнь, их теплицы, школу, детсад, котельную и т.д.

Брошенный Тамватней
Брошенный Тамватней

Брошенный Шахтерский
Брошенный Шахтерский

Брошенный Беринговский
Брошенный Беринговский

...И еще брошены 38 поселков.

А вот список брошенных поселков, брошенного жилья...

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц