Найти тему
Societé Turbo

25 лет назад: 1994 Audi RS2 Avant

Posted on December 17, 2019 by Detroit

Всё ещё не укладывается в голове, что этому автомобилю в 2019 году исполнилось 25 лет! Равно как и бренду RS (расшифровывается как “RennSport”, а с немецкого переводится до обидного просто – “гоночный”).

Безумная на самом деле машина. В наше время сложно представить, чтобы крупный производитель решился выпустить что-то подобное, а в 90-е – пожалуйста. Хочешь банальный среднестатистический седан, который переделали в бэтмобиль, оснастили сумасшедшим двигателем на 377 сил и безумным антикрылом – вот тебе Opel Lotus Omega, хочешь передвигаться чинно, неброско, благородно, но при первой же возможности дёрнуть какой-нибудь зарвавшийся Ferrari на светофоре – вот тебе Mercedes 500 E. А хочешь поиздеваться над этими двумя – бери сарай Audi RS 2 на 315 сил.

Безумство начала 90-х в лице Opel Lotus Omega. Удивительный автомобиль!
Безумство начала 90-х в лице Opel Lotus Omega. Удивительный автомобиль!
И само спокойствие – Mercedes 500E в кузове W124. Но под капотом 326 лошадей и сделано всё это в Porsche.
И само спокойствие – Mercedes 500E в кузове W124. Но под капотом 326 лошадей и сделано всё это в Porsche.

Понятно, что сейчас 315 лошадей – удел машин даже в не самой спортивной версии. В наше время Гелендваген в 600 лошадей – это обычная история. Более того, G63 составляет едва ли не половину всех продаваемых Мерседесов G-класса. Но тогда… Чтоб вы понимали, самый мощный Гелик в то время – это 500 GE V8, ограниченная версия с невероятной мощностью 240 лошадей. Только-только появившийся в 94-м году Range Rover с топовым двигателем 4,6 – 224 л.с. А уж обычные универсалы…

В общем Audi объединила в утилитарном кузове мощность, скорость, универсальность (универсал же!), всепогодность, она создала новый класс машин, новый культ. И сделала одну из самых культовых тачек за всю свою историю. Не самую культовую (всё-таки была ещё Ur-Quattro), но… Да, RS2 на втором месте. Вряд ли после Quattro Вы вспомните что-то иное, если Вы petrolhead (а “бензиноголовый”, если перевести, звучит как-то не так).

Первая легендарная Audi – Ur-Quattro.
Первая легендарная Audi – Ur-Quattro.

Audi TT? Ведь у неё такой классный дизайн и первая серийная коробка на 2 сцепления, любимый всеми DSG (ха!)! Но это же Golf.

Audi R8, настоящий суперкар, центральномоторный, потрясающий дизайн Вальтера да Сильвы?! Ага, только это Lamborghini Gallardo.

Audi 100 в 44-м кузове, селёдка! У бати такая была, классный аппарат, никогда не подводил! Да-да, ещё “бочку” осталось приплести! Но, э-э…

Базовый универсал Audi 80 Avant в далеко не бедной комплектации.
Базовый универсал Audi 80 Avant в далеко не бедной комплектации.

А это “бочка” и есть. Не, не как у вашего отца или соседа. Или у кого угодно в первой половине 90-х. То была В3, модель 86-го года. У неё никогда не было кузова универсал. А эта – В4, глубокая модернизация “бочки”. И если машина 1986-го года была ближе к какой-нибудь Вектре или Сьерре, то машину 1991-го года создавали с прицелом на “трёшку” BMW и 190-й Mercedes. И вот у неё уже 6-цилиндровый двигатель в топовых версиях, и даже версия S2 о пяти цилиндрах и на 230 сил, да с полным приводом. И на этом можно было бы и остановиться, но по какой-то причине в Audi подумали “гулять так гулять” и решили сделать что-то гораздо более безумное (говорят, причиной этой был Фердинанд Пих, внук Фердинанда Порше и глава всея Фольксвагена, но в это сложно поверить, т.к. сам концерн находился тогда не в лучшем положении).

Audi S2 Avant выглядит ровно на свои 230 лошадей.
Audi S2 Avant выглядит ровно на свои 230 лошадей.

Тут на выручку пришли ребята из Porsche. Для них в начале 90-х это было обычным делом, ведь они ещё недавно выпускали на своём заводе Mercedes 500E в 124-м кузове. С одной стороны, не от хорошей жизни, ведь 911-й и 928-й стремительно устаревали (первому уже исполнилось 30 лет, а второму перевалило за 15), 968-й не выстрелил (хотя и он – глубокая модернизация 924-ой модели выпуска 1976-го года), Boxster только-только засветился в виде концепта и непонятно, стоит ли его выпускать в серию, 959 принёс одни убытки, от седана 989 окончательно отказались, а Cayenne просто не придуман как класс. Но с другой стороны, Porsche всегда предоставлял инжиниринговые услуги по доводке тех или иных автомобилей (вспомним нашу “восьмёрку”, например). Поэтому, такая кооперация Audi и Porsche не выглядит чем-то из ряда вон.

Куда интереснее куча отсылок к Porsche во внешнем виде этого сарая. Загибайте пальцы:

Подфарники и поворотники в бампере, зеркала заднего вида – от Porsche 911 (typ 964).
Подфарники и поворотники в бампере, зеркала заднего вида – от Porsche 911 (typ 964).
Колёсные диски – тоже от 964-го, а вот тормоза от Porsche 968 ClubSport.
Колёсные диски – тоже от 964-го, а вот тормоза от Porsche 968 ClubSport.
На двигателе тоже выбито Porsche.
На двигателе тоже выбито Porsche.
На всех RS-логотипах – подпись Porsche!
На всех RS-логотипах – подпись Porsche!

И это только внешность. По механике всё тоже интересно.

Вообще в Porsche пошли достаточно логичным путём, взяв за основу Audi S2 Avant, но очень серьёзно его переделав (в отличие, кстати, от Мерседеса 500Е, в котором всё свелось к перекомпоновке штутгартских деталей, не более). В двигателе стандартная турбина и интеркулер были заменены более производительными, изменены системы впуска и выпуска, установлены новые распредвалы, более производительные форсунки… В общем, не зря на крышке мотора красовалась надпись Porsche.

Трансмиссия – от исходной модели (а это 6-ступенчатая механика), но усиленная под возросшую на 40% мощность и фирменный полный привод Audi с дифференциалом Torsen. Тормоза Brembo с логотипами Porsche (вентилируемые диски спереди и сзади), ходовая часть изменена под стать увеличившейся мощности – в итоге дорожный просвет снизился на 4 см.

Колёсные диски – 17-дюймовые (это в 1994-м году!) как у 964-го Porsche Turbo, шины Dunlop размерностью 245/40 ZR17.

Дополнительные приборы внизу центральной консоли, слева направо: указатель температуры масла, указатель давления наддува, вольтметр.
Дополнительные приборы внизу центральной консоли, слева направо: указатель температуры масла, указатель давления наддува, вольтметр.

В салоне в общем-то скучно, он практически полностью повторяет интерьер S2, который по сути от простой Audi 80, но… Там есть спортивные ковши Recaro, там есть спортивный 3-спицевый руль (хотя на некоторых машинах встречается стандартный руль от базовой машины), у торпедо снизу 3 указателя (температура масла, давление наддува, вольтметр), спидометр размечен до 300 км/ч. Всё в общем-то стандартно. Дополнительно салон мог быть отделан деревом или – внимание – карбоном! Да-да, сейчас из него делают всё, что угодно, хочешь – корпус ключа, а хочешь – колёсный диск, но в 1994-м году… Это было очень круто!

Синяя замша на обивках дверей и креслах Recaro и та самая отделка карбоном на передней панели и дверях. Между сиденьями – кнопка блокировки заднего дифференциала.
Синяя замша на обивках дверей и креслах Recaro и та самая отделка карбоном на передней панели и дверях. Между сиденьями – кнопка блокировки заднего дифференциала.

Добавьте ко всему этому эксклюзивный синий цвет Nogaro Blau (в некоторых источниках он называется просто RS Blue) – и получится невероятный автомобиль, всё ещё поражающий воображение.

Основные указатели на панели приборов белого цвета, спидометр скромно расчерчен до 300 км/ч.
Основные указатели на панели приборов белого цвета, спидометр скромно расчерчен до 300 км/ч.

На момент появления в 1994-м году Audi RS2 был самым быстрым универсалом на земле. “Сотня” с места – з 5,4 сек., максималка – 262 км/ч (якобы искусственно ограниченная, но выглядит странно, ведь можно было уложиться и в “джентльменское” автобанное ограничение на 250 км/ч либо выбрать какую-то более красивую цифру). Всё это на бумаге. А в реальности даже более захватывающе. По результатам замеров журнала Autocar 1994-го года, разгон до 60 миль/ч (96,5 км/ч) составил 4,8 сек. Но разница в 0,6 сек. по сравнению с достижением 100 км/ч теоретически можно объяснить, например, переключением передачи в этот момент, моментной характеристикой двигателя, погодой и т.п. Гораздо интереснее показатель 0-30 миль/ч (48 км/ч) – 1,6 сек.! В то время этот показатель был даже лучше, чем у быстрейшего суперкара начала 90-х – McLaren F1 (кстати, в некоторых обзорах указывается “McLaren формулы-1 того времени”, но это лишь трудности перевода). Для примера, современная полноприводная Alpina B3 Biturbo при своих 440 л.с. проделывает это же упражнение за 2 секунды.

Несмотря на большой объём багажника, у него был досадный недостаток: отсутствие крючков и креплений для груза. Хотя кажется всем было плевать.
Несмотря на большой объём багажника, у него был досадный недостаток: отсутствие крючков и креплений для груза. Хотя кажется всем было плевать.

Но чтобы достичь всех этих показателей, требовалась достаточно варварская техника старта (что-то вроде “раскручиваем двигатель до 7000 оборотов, бросаем сцепление, газ в пол, не забываем переключать передачи”). Обратной стороной всего этого праздника была характерная турбояма. Вот что писали английские журналисты:

“Если Вы когда-нибудь управляли ранними 911 Turbo, то Вы уже знакомы с их фирменным турболагом. Но RS2 смог их превзойти! До 3000 оборотов ничего не происходит. На 3500 становится интереснее. Но выкрутите двигатель до 4000 оборотов – и приготовьтесь к взлёту!” (GT Purely Porsche, июль 2002)

Благодаря полному приводу и Торсену можно было творить чудеса.
Благодаря полному приводу и Торсену можно было творить чудеса.

А ещё машина была очень жёсткой (по меркам своего времени). Но с неплохой управляемостью.

«RS2 по-прежнему едет как типичный Audi. Сперва Вы примете его за дальнего родственника Quattro. У него есть баланс, бесконечное сцепление с дорогой и отсутствие недостаточной поворачиваемости, которую бы приветствовали водители Quattro, только RS2 не кусается. Любой резкий поворот он проходит, словно по рельсам. Но при этом руль не чувствуется» (Autocar, август 1994)

Что ж, Audi должен оставаться Audi.

Три первые ЭрЭски.
Три первые ЭрЭски.

Автомобиль выпускался чуть больше года, с марта 1994-го по июль 1995-го. Всего планировалось выпустить 2200 машин, но вместо этого произведено на четверть больше – 2891 штука.

В России на данный момент есть несколько экземпляров Audi RS2. Иногда они даже продаются, цена – больше 2 миллионов рублей за живой вариант. Цены в Германии можно посмотреть здесь и здесь.

Несколько экземпляров RS2 состоят в автоклубе Ветерок.
Несколько экземпляров RS2 состоят в автоклубе Ветерок.

Я до сих пор не понимаю, почему в Audi решили пойти таким нестандартным путём, то есть скрестить банальный в общем-то универсал с мощным турбированным двигателем (и с хорошей такой турбоямой), с полным приводом, с дисками от Porsche и с карбоновыми вставками. На что был расчёт – скорее всего не знают даже создатели этой машины. Но у них получился один из самых блестящих автомобилей десятилетия. И теперь, согласитесь, говорим “заряженный универсал”, подразумеваем Audi. Это потом появились все эти ваши Эмки и AMG подобного формата. Ингольштадтцы как будто поставили всё на зеро и не прогадали. И создали целый новый класс.

И на этом история не закончилась! Продолжилась она через 5 лет и это был снова сногсшибательный универсал.

-18

Технические характеристики 
1994 AUDI RS2 AVANT

Страна-производитель: Германия

Годы выпуска: март 1994 – июль 1995

Выпущено 2891 экземпляр

Кузов – универсал, 5-дверный, 5-местный, стальной, несущий

Двигатель:
Тип – бензиновый с двумя верхними распредвалами в головке блока цилиндров, с турбокомпрессором KKK и промежуточным охладителем
Расположение – спереди продольно
Рабочий объём (куб. см) – 2226
Расположение/количество цилиндров/клапанов – рядное/ 5 цилиндров/20 клапанов
Клапанный механизм – DOHC
Система питания – распределённый впрыск
Охлаждение – жидкостное
Диаметр цилиндра/Ход поршня (мм) – 81.0*86.4 
Степень сжатия – 9.0:1
Мощность (л.с./кВт)/при об/мин – 315/235/6500
Крутящий момент (Нм)/при об/мин – 411/3000

Трансмиссия:
Привод – полный с межосевым дифференциалом
Коробка передач – механическая синхронизированная 6-тиступенчатая

Размеры, вес:
База (мм) – 2611
Длина/ширина/высота (мм) – 4580/1694/1398
Масса (кг) – 1596
Подвеска
– спереди независимая типа МакФерсон со стабилизатором поперечной устойчивости
– сзади независимая двухрычажная со стабилизатором поперечной устойчивости

Рулевое управление – реечное с гидроусилителем
Тормоза – с АБС
Передние – дисковые вентилируемые
Задние – дисковые вентилируемые
Колёса – Dunlop Sport:
Передние/ задние – 245/40 ZR 17
Колёсные диски – 7Jx17

Динамика:
Максимальная скорость – 262 км/ч
Разгон: 
0-100 км/ч – 5,4 сек
0-06 миль/ч (0-96 км/ч) – 4,8 сек.
0-160 км/ч – 13,1 сек.
¼ мили с места – 13.6 сек./164 км/ч

Авто
5,66 млн интересуются