А вы обратили внимание, что дети стали меньше смотреть мультфильмы? Вот «Союзмультфильм» заметил и задумался над этой проблемой. И даже провел масштабное исследование детской интернет-культуры, результатом которого стал первый в истории студии ребрендинг.
Современные дети сильно отличаются от предыдущих поколений. Жизнь без отрыва от гаджетов с раннего возраста формирует их мировоззрение и предпочтения. Примерно половина детей в возрасте до года имеют минимальные навыки использования iPad, а к двум годам 90% малышей имею умеренную способность использовать планшет. Это данные исследования Университета Айовы.
А по данным Ofcom 5% детей в возрасте от 5 до 7 лет имеют свой смартфон, а 42% свой планшет. Это значит, что современные дети вполне могут самостоятельно выбирать контент.
YouTube становится более популярной платформой.
Из диаграмм видно, что существует явное предпочтение просматривать YouTubе. Можно предположить, что одна из причин этого – возможность контролировать свое время и контент, ограничить себя от навязчивой и неуправляемой рекламы.
Так что выбирают дети? Какие форматы завоевали внимание подрастающего поколения?
Начиная с 8 лет, половину экранного времени дети посвящают просмотру смешных и музыкальных видео, розыгрышей, шуток. Чем больше эмоций в этих роликах и меньше смысла, тем больше просмотров. Например, видео «Что будет, если 24 часа пролежать в напитках? Кола, фанта, спрайт, молоко, тархун и томатный сок» (https://youtu.be/LkPDFZnc-Z8 ) набрало 20 миллионов просмотров.
Понятно, что закрыть такую потребность взрослые производители мультфильмов не могут. Хотя бы потому, что мультфильмы, предназначенные для телеканалов, должны быть максимально безопасными, без сильных эмоций и острых конфликтов. Мультфильмы показывают, какими взрослые хотят видеть детей, транслируют ценности старшего поколения. Но дети перестали быть пассивным объектом воспитания. Они хотят диалога. И сами создают для себя контент.
Записывают процесс, как проходят видео-игру, и озвучивают героев. Чем не мультфильм? Или просто показывают, как играют в куклы, как собираются в школу или делают уроки.
Современные технологии позволяют сделать видеоролик с минимальными знаниями монтажа, правил съемки и принципов жанра.
Этим объясняется такая популярность TikTok - социальной сети для публикации видеороликов. Широкий набор инструментов встроенного редактора позволяет быстро и просто сделать собственный ролик. А нехитрый алгоритм приложения гарантирует лайки и просмотры практически каждому видео. Основной контент сети - абсурдные юмористические видео, в большинстве своем лишенные какого-то смысла. И первое желание, когда попадаешь в этот мир, поскорее выйти и включить лекцию про синхронистичность или квантовую физику. Но через какое-то время ты опять включаешь приложение, ругаешь себя, удивляешься абсурдности происходящего, и… «залипаешь» на какое-то время. Это как очень неинтересная книга, которую хочется дочитать из любопытства и узнать, а действительно вся книга настолько плохая. Но детьми движет совсем другой мотив. Это возможность выражать свои эмоции свободно и искренне. Не стараться казаться «правильными». Это некий протест против правил и ограничений взрослого мира.
Еще один удивительный вид контента в YouTube – айпакинг – это распаковка игрушек, демонстрация какой-то идеализированной реальности. Когда жизнь состоит из сплошного праздника и ежедневных покупок подарков. Дети просто смотрят, как другие дети достают из упаковки новые игрушки и восторженно реагируют. Зрители сопереживают героям и также искренне испытывают чувство радости. Объяснить популярность таких видео сложно. Разве постараться вспомнить и прочувствовать моменты из своей жизни, когда распаковываешь долгожданный подарок - как приятно замирает сердце и щекочет чувство предвкушения, ожидания и нетерпения.
Можно предположить, что дети вырастут искренними, свободными в выражении своих чувств, способными к эмпатии. И, может, подадут пресловутый стакан воды в трудную минуту, ну или, как минимум, порадуются за компанию - в счастливую.
Всем удачи и приятных впечатлений в цифровом пространстве!