Найти в Дзене
Кочерга

"Крокодил души моей", - писала Антону Чехову жена

Тонкий юмор Антона Павловича как бритва оттачивался не только в общении с друзьями, коллегами и пациентами, но и в и переписке с супругой. Большую часть времени он проводил в Ялте, она в Москве. Всего за время их брака было написано более 800 писем, которые впоследствии были изданы. Антон Чехов и Ольга Книппер познакомились на закате жизни писателя. Он уже был смертельно болен, но боролся за каждый год жизни. Он все знал и предвидел. К моменту знакомства ей уже 30, ему 38. Незадолго до знакомства Ольга поступила в только создававшийся Немировичем-Данченко Московский Художественный (общедоступный) театр. Кроме главной роли царицы Ирины в постановке "Царь Федор Иоаннович" у Книппер роль Аркадиной в Чайке. Антон Павлович лично присутствует на репетициях, переживает за судьбу постановки, которая уже провалилась в Александринке. Но не таков был МХТ, его главный режиссер и молодые актеры, "Чайку" накрыл оглушительный успех, а главная актриса театра стала возлюбленной, а вскоре и женой Чехо

Тонкий юмор Антона Павловича как бритва оттачивался не только в общении с друзьями, коллегами и пациентами, но и в и переписке с супругой. Большую часть времени он проводил в Ялте, она в Москве. Всего за время их брака было написано более 800 писем, которые впоследствии были изданы.

Ольга Книппер и Антон Чехов
Ольга Книппер и Антон Чехов

Антон Чехов и Ольга Книппер познакомились на закате жизни писателя. Он уже был смертельно болен, но боролся за каждый год жизни. Он все знал и предвидел. К моменту знакомства ей уже 30, ему 38.

Незадолго до знакомства Ольга поступила в только создававшийся Немировичем-Данченко Московский Художественный (общедоступный) театр. Кроме главной роли царицы Ирины в постановке "Царь Федор Иоаннович" у Книппер роль Аркадиной в Чайке. Антон Павлович лично присутствует на репетициях, переживает за судьбу постановки, которая уже провалилась в Александринке. Но не таков был МХТ, его главный режиссер и молодые актеры, "Чайку" накрыл оглушительный успех, а главная актриса театра стала возлюбленной, а вскоре и женой Чехова.

Но их любовь была обречена на разлуки и страдания. Чехов вынужден был зимовать в Ялте, где теплый и морской климат, а Ольга Книппер в это время играла в МХТ. Чехов безумно тосковал по жене, но запрещал ей покидать сцену и жертвовать чем бы то ни было ради него.

Зато их переписка стала настоящим бестселлером, еще раз подчеркивающим невероятное остроумие и глубину чеховской прозы.

Чего стоят только ироничные обращения супругов друк к другу. Он писал жене : "бабуся", "замухрыша", "лошадка", "актрисулька", "змея". Супруга не отставала, перенимая ироничный тон сердечного друга, и отвечала ему: "мой черномордик", "крокодил души моей", "киселек славянский" и многое другое.

При том они действительно любили друг друга, Книппер признавала, что ее муж - литературный гений, прислушивалась к его советам, когда он призывал ее: "Гните свою актрисичью линию" (в театре) или позже, после неудачных постановок: "Только не мельчай, моя девочка" .

Несмотря на иронию, которая кажется нам порой грубой, в письмах к жене Чехов невероятно нежен, заботлив, внимателен, но умеет это выразить без банальности и слащавых фраз. Он гений, что сказать...

Уже умирающий Антон Павлович ответил жене на ее вопрос: "Что такое жизнь?"

"Ты спрашиваешь,- отвечал он,- что такое жизнь? Это все равно что спросить: что такое морковка? Морковка есть морковка, и больше ничего неизвестно".

Уметь быть мудрым и иронизировать по отношению к самому себе - безусловный талант. И Чехов, даже придумывая себе псевдонимы (а их за всю его жизнь было около ста!) подтрунивал над собой и читателем. Чего стоят только Шиллер Шекспирович Гёте, Дон Антонио Чехонте, А. Достойнов-Благороднов, Аркадий Тарантулов, Homo Sachaliensis, Человек без селезёнки и многие другие.

Последние годы жизни были связаны с невероятным счастьем и в то же время борьбой с болезнью. Писатель умер в 44 года от мучившего его много лет туберкулеза. Жена пережила его больше чем на полвека. Замуж больше не вышла, посвятила себя театру, активно помогала сестре мужа создать и содержать в Ялте дом-музей А.П. Чехова.

Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, 40-е годы.
Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, 40-е годы.
Интересно, что до двадцатых годов XX века Ольга Леонардовна выступала на сцене под девичьей фамилией Книппер. После первой мировой и революции МХТ был на длительных гастролях в Европе. Чтобы хоть как-то увеличить кассовые сборы, тогда было решено написать на афишах фамилию главной актрисы как Книппер-Чехова (имя писателя, как и его произведения были уже всемирно известны). Этот прием сработал, и на Книппер-Чехову пошел зритель. В дальнейшем Ольга подписывалась как Книппер-Чехова и никак иначе.