Откуда пришла традиция украшать улицы и дома к Новому году? Что общего у питейных заведений 17-18 веков и рождественского дерева?
Новогодними елями, светящимися убранствами, масштабными праздничными инсталляциями нынче украшен чуть ли не каждый уголок столицы. А что было раньше? С кого началась традиция украшать улицы города к Новому году и ставить елку?
Привез в Россию этот обычай, конечно же, великий новатор - Петр I. И началось все совсем не с Москвы, а с Петербурга.
Позаимствована идея была у немцев. Приехав из очередной своей заграничной поездки, первый Император в далеком 1699 году выпустил указ, в котором предписывалось вешать на домах «украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и мозжевеловых».
О том, чтобы ставить на улицах, а уж тем более внутри дома, полноценные рождественские деревья, речи еще не шло. Но начало было положено!
Первыми активно начали исполнять приказ правителя хозяева кабаков, отчего злачные заведения и прозвали… «елками». Хвойными ветками украшали крыши, втыкали их у ворот, и все это великолепие сохранялось до следующего нового года, а потом менялось на новое.
Даже после смерти Петра I, когда указ его предали забвению, питейные заведения оставили себе эту традицию. Но не столько из-за верности императору, конечно, сколько из-за того, что еловые ветки стали их коронным символом. И так было вплоть до 19 века.
А первая елка в нашем классическом представлении была установлена в петербургском Аничковом дворце по инициативе княгини Александры Федоровны в 1818 году.
Неотъемлемой частью праздника рождественское дерево стало в 1840-х годах. Именно в это время елку начали устанавливать в домах и украшать. В состоятельных семьях использовали для этого настоящие драгоценности и дорогие ткани! Особым шиком считалась искусственная ель, к которой в наши дни уже по-особому совсем не относятся.
Массовый же бум на установку домашней елки запустил император Николай I. Но продлилась эта традиция недолго – до Октябрьской революции, после которой дерево стало ассоциироваться с царскими обычаями, слишком помпезными и неуместными для пролетариата.
Возродилась елочная традиция уже во время правления Сталина, да так и осталась с нами, ежегодно погружая нас в атмосферу волшебного праздника!