К 2024 году планируется оцифровать 22 тыс. 500 наименований фильмовых материалов из коллекции Госфильмофонда России. За этот год было закуплено необходимое оборудование, и процесс оцифровки должен начаться уже в грядущем январе. Участники круглого стола "Госфильмофонд России: Итоги работы в 2019 году" рассказали, как это будет происходить.
Зачем нужно оцифровывать старые фильмы?
Госфильмофонд России – самый большой киноархив страны и один из трех крупнейших в мире. К сожалению, современный зритель видит лишь небольшую часть этих богатств, а цифровизация позволит сделать коллекцию доступней.
"Сейчас все перешли на цифру и оборудование в кинотеатрах, клубах, домах культуры тоже перешло на цифру, а Госфильмофонд в своей коллекции располагает в основном аналоговыми носителями. То есть для того, чтобы мир и, естественно, наши зрители смогли увидеть эти фильмы, их надо перенести на цифровые носители", - поясняет генеральный директор Госфильмофонда Николай Малаков.
Нужно это не только российским зрителям, но и зарубежным, у которых старое отечественное кино пользуется большой популярностью, уверен генеральный директор и председатель правления киноконцерна "Мосфильм" Карен Шахназаров.
"В мире очень серьезный интерес сегодня к старому кино. Все крупные фестивали имеют свою программу кино classic ("классическое" – прим. ред.). Это и Каннский фестиваль, и Венецианский, и Берлинский фестиваль, куда отбираются старые фильмы и оценивается их реставрация. Мы, например, Мосфильм, последние уже семь-восемь лет постоянно участвуем в крупных фестивалях", - делится Шахназаров.
В 2017 году Мосфильм получил главный приз за реставрацию картины Элема Климова "Иди и смотри" на Венецианском кинофестивале. У Мосфильма есть своя программа реставрации пленок. Дело это затратное, реставрация одной ленты стоит от 15-20 тыс. долларов. Так, по словам Шахназарова, восстановление фильма Сергея Эйзенштейна "Иван Грозный" обошлось почти в 80 тыс. долларов. Но результат стоил того, и теперь отреставрированную ленту можно без риска перенести и на цифровые носители.
Как происходит оцифровка?
В этом году благодаря нацпроекту "Культура" Госфильмофонд закупил специальное оборудование для оцифровки. Это четыре высокоскоростных сканера. Последние, по словам Малакова, поступили буквально на прошлой неделе, и к новому году уже будут установлены и подключены.
"Это оборудование для сканирования, будет организовано четыре линии, причем высокоскоростные сканеры – это 24-30 кадров в секунду. На сегодняшний день Госфильмофонд располагал только тремя сканерами, они низкоскоростные – четыре кадра в секунду и 12 кадров в секунду. Кроме этого, для того, чтобы сделать хороший продукт, в эту же линейку оборудования вписывается так называемая звуковая чистка. Для того, чтобы пленку хорошо отсканировать, надо, естественно, ее очистить. Понятно, что это делается не ваткой, это делается на определенном оборудовании, чтобы не повредить сам киноматериал", - объясняет Малаков.
В комплект оборудования также входят рабочие столы, на которых специалисты проверяют коробки с пленкой, осматривают материалы на предмет механических повреждений. Для ускорения процесса планируются изменения в графике работы сотрудников Госфильмофонда.
"Есть мысли сделать отдельные бригады, перевести работников на сдельную оплату труда для того, чтобы, во-первых, люди зарабатывали, а во-вторых, ускорить процесс цифровизации всех тех материалов, которые на сегодняшний день имеются", - рассказал Малаков.
Пленка больше не нужна?
Ни одна технология не совершенна, даже цифровая. Когда-то перенос данных на кассеты и диски казался убедительной заменой пленке, но эти носители оказались недолговечны.
"Пленка, мы знаем, больше 100 лет хранится 100 процентов. <…> Но когда я пришел на Госфильмофонд, я все-таки ученых спросил: "А цифра-то сколько хранится?" Получил такой интересный ответ: "От трех до 300 лет", - поясняет Николай Малаков.
Именно поэтому при оцифровке киноархива предусмотрено резервное хранение в облаке. Помимо соображений технической сохранности, это поможет защититься от незаконного копирования материалов и хакерских атак. Еще один важный аспект – не всякая пленка в принципе подходит для оцифровки.
Стандартный процесс сканирования оптимален для пленки, которая находится в хорошем состоянии, но в архиве Госфильмофонда также хранятся пленки на нитрооснове, еще называемые "целлулоидной пленкой". Она легко воспламеняется, и ее оцифровка требует особого оборудования, которое планируется закупить в следующем году. Ведущий научный сотрудник Госфильмофонда киновед Евгений Марголит объясняет, почему нужно бережно относиться к пленке, невзирая на то, что, конечно, оцифровка представляет собой более совершенный способ хранения.
"Любые фрагменты на горючей пленке оказываются на вес золота. Когда переводили фильмы на негорючую основу, их копировали с негатива, а цвет был на позитиве, и почти все это пропало. <…> Теперь весь мир трясется над этими кусочками, они дают возможность восстановить в исходном виде, то есть в цвете, эти картины".
Казалось бы, о каком цвете идет речь, если дело касается старых пленок начала прошлого века? Однако черно-белое кино тоже было цветным, просто не в том виде, к которому зрители привыкли сегодня - каждый эпизод окрашивался в определенные тона: например, дневные сцены – в сепию или желтый, ночные – в синий, любовные сцены и эпизоды пожара – в красный.
Сколько времени займет оцифровка?
Архив Госфильмофонда настолько большой, что даже специалисты до сих пор не знают точное количество наименований коллекции. Прежде всего необходимо провести ревизию фондов.
"Когда открываются коробки, там написано, условно, "Золушка", а на самом деле там лежит совершенно другая пленка, то есть плюс к этому происходит еще некая инвентаризация того, что сегодня имеет Госфильмофонд в своей коллекции, и что он может показать нашим уважаемым зрителям", - отмечает Малаков.
К концу 2020 года должно быть оцифровано 2 тыс. 500 наименований. На данный момент идет утверждение списка первой половины киноматериалов.
"Сейчас в стадии обсуждения находится список из тысячи фильмов. Это и специалисты наши, Госфильмофонда, работали, и специалисты министерства культуры. Сейчас он в стадии отработки и обработки, но к новому году, когда мы начнем оцифровку, конечно, этот список будет известен. Упор, конечно, мы делаем на фильмы, которые будут связаны с 75-летием Победы. Учитываться будет, естественно, и качество фильмов, и качество исходного материала. Есть фильмы, которые требуют безотлагательной оцифровки", - поясняет глава Госфильмофонда.
Оцифровка первых 22 тыс. в рамках нацпроекта "Культура" - лишь первый шаг. Госфильмофонд планирует продолжить работу, пока не будет охвачена вся коллекция.
"У нас примерно 90 тыс. наименований. Чтобы их оцифровать с высокоскоростными сканерами, [потребуется] примерно 15 лет", - сказал Малаков.
Подписывайтесь на канал: https://zen.yandex.ru/id/5d2327d264271d00adc46941