Глава 31 УЛОВКИ
Учил Олимпийский Чемпион 1956 года, Геннадий Шатков, Учили и хорошие мастера карате, - «Классные бойцы не ждут ударов своих соперников, Классные бойцы ВЫТЯГИВАЮТ удары своих соперников»!
У каждого, кто начинал заниматься боевыми искусствами, было желание овладеть техникой, позвлоляющей парировать любой удар, любую атаку противника. Стоит предупредить! ОПАСНОЕ ЗАБЛУЖДЕНИЕ, ПАССИВНО СТОЯТЬ, ОЖИДАЯ УДАР ВРАГА! Очень хочется, молнеиносно ответить блоком на внезапный удар противника? С годами, приходит понимание, - «Классные бойцы не ждут ударов своих соперников, Классные бойцы ВЫТЯГИВАЮТ удары своих соперников»!
Так или иначе, бытие, рано или поздно, заставит тебя, через пять – семь лет, освоить психологические аспекты, приемлимые в бою. Рассмотрим сначала что в боксе. Как было написано ранее, изучение боксерской техники, обогащает бойцов занимающихся карате, дзю-до, самбо. Как говорилось ранее, бокс, - наиболее приближенная диссциплина к реальной драке.
„Легче всего контерить те удары, которые ты ожидаешь. Ставя сопернику ловушки, тебе будет легче защищаться и легче контр-атаковать. Подначь его соблазнительной возможностью для нанесения удара справа и затем заставь. Твой контр-удар намного убийственней, когда твой соперник в самом деле думает, что это он контерит тебя, но на самом деле, это он попадается на крючок. Притворись ленивым и затем пробивай контр-удар. Позже в бою, когда ты устанешь, он возможно будет бояться воспользоваться этим».
Правильный способ выманивать удар, это сделать вид, как будто ты открыт. Но ты не должен оставлять себя уязвимым на самом деле! Этот прием использовался неоднократно русским Чемпионом Мира по боксу. Потом это вошло во все христоматийные руководства по боксу у нас и за рубежом.
Опускание перчатки на несколько сантиметров, при этом наклоняя голову немного дальше в сторону, ты заставляешь своего соперника думать, что ты раскрыт, но в реальности, ты защищен точно также, ожидая конкретный удар, как если ты «закрыт». Но! Опускать руку ниже, до уровня пояса и выставлять подбородк вперед не стоит.
Когда ты на длинной дистанции, опусти руки немного, раскрой свое лицо для удара. Удар в лицо последует незамедлительно! Но ты к этому уже готов. Его шаг, или подшаг в твою сторону, это молнеиносный твой шаг назад, чтобы разорвать дистанцию, будь готов к тому, чтобы так же молнеиносно быстро, потом сократив дистанцию, пробить контр-удар. Смести свою голову, пробей прямой, еще лучше, жесткий удар справа. Не останавливайся! ВСЕГДА ПРОБИВАЙ НЕСКОЛЬКО УДАРОВ СЛЕДОМ!
Противник пошел на сокращение дистанции, чтобы его остановить, «выброси» ленивый прямой, или просто выстави левую руку вперед на мгновение, но не более этого. Противник отзанимавшийся с год боксом, захочет пробить контр-удар справа. Будь готов уклониться, а потом вернувшись левым боковым достать его справа. По сути левостороняя стойка, как и выбрасывание левой руки вперед, таит опасность для того кто это делает. НАДО ПОМНИТЬ, ЧТО ЛЕВЫЙ ПРЯМОЙ, НЕ ОСТАНОВИТ ОПЫТНОГО БОЙЦА. Это действительно можно использовать только как обманку. Можно даже просто опустить свою левую руку, эффект от этого будет то-же. Бывает, опытные бойцы выманивают удары справа, выставляя свою голову вперед, совсем немного, на ближнюю дистанцию, «дразня», молнеиносно убрав голову, уклоняясь, пробивают контр-удар.
ВЕРА ЧТО „ДВОЙКА» ИЛИ «ТРОЙКА» УДАРОВ, РЕШАЕТ ИСХОД ПОЕДИНКА, ОШИБОЧНА! Серии, из двух-трех ударов, тренируют новички, считающие что этого вполне достаточно будет в бою. Перед тобой боец, имеющий опыт! Пробей ленивую «двойку». Боец разорвет дистанцию и как только твоя «серия» ударов закончилась, не достигнув цели, последует незамедлительная его контратака. Будь готов нырнуть под него или быстро что-то сделать.
«Раскрой» свое солнечное сплетение, на дальней дистанции, чтобы выманить его прямой в корпус. Можно молнеиносно «закрыть», блокируя двумя предплечиями его удар в живот, а если удар очень сильный, либо блок будет пробит, либо твое тело отклониться от удара назад! И что тогда? С человеком, потерявшим равновесие, можно сделать все что угодно! Поверте моему опыту, хоть это и не бокс был. На соревнованиях, я раскрыв живот, спровоцировал удар, но я уже отступил на шаг назад и в сторону. Захватив противника за рукав ударной руки, еще и вытянул его на себя, потом подсечка опорной ноги, бросок, - чистая победа молодого бойца! Многие, потеряв равновесие тела, уже не атакуют, а заняты тем, что стараются как-то, вначале, стабтилизировать корпус. Это на уровне человеческого рефлекса происходит! А в боксе, лучше выманивать удары по корпусу, на короткой дистанции, налегая на голову или плечи своего противника.
Всегда должна быть энергия, чтобы навязывать бой. Выходи, налетай, пробивай первым! «Вынуждай пробивать те удары, которые тебе нужны, тогда все твои контр-удары будут приходиться в цель»! Но будь осторожен со своими желаниями. Если не готов нанести контр-удар, ты поплатишься за то, что агрессивен.
А что? В Карате работают по другим принципам? Самурайское благородство? Стоит рассказать про легендарного основателя стиля карате, - Вадо рю мастера Оцуку. Замысел Оцуки, - Что эффективнее? Бокс или карате? Бой по правилам бокса, против которого были Фунакоси и его окружение, запретили. А поединок, между мастером кэндо в Тодай окончился победой Оцуки. Оцука объяснял ученикам, как защищаться голыми руками от меча, среди зрителей присутствовал известный мастер кэндо, заявив, что это нереально! Оцука спокойно предложил ему выйти на татами, на деле проверить, кто прав. Мастер кэндо взял в руки боккэн - тяжёлый деревянный меч, которым легко можно убить соперника, - и молниеносно взмахнул им, чтобы ударить сверху, а Оцука, с подшагом, нанёс ему прямой удар ближней рукой в подбородок, отправив в глубокий нокаут. Явно Оцука не стоял как мишень, подставив свою голову под бокен!
Разберем это. В Боксе, Кендо, Карате, опытные мастера смотрят на передвижение ног противника, это как прелюдия к атаке. Почему не среагировал мастер Кендо, когда Оцука сблизил дистанцию?
Василий Юрьевич учил как работать против ног. Есть такая техническая уловка - не нужно останавливать ногу, нужно двигаться вместе с ней по ходу удара. Тогда противник открыт, и ты на этом очко зарабатываешь. Осваиваем это с простого учебного упражнения. Оба противника, в обусловленном спарринге, в зегудзу дачи, на удаленной дистанции. Задняя нога делает «как бы сбив» своей передней, но передняя моментально выбрасывается вперед, в направлении противника. Далее задачи будут услажняться. В конце концов, боец обретает, в силу своего интеллекта, свою индивидуальную систему уловок в передвижении ногами.
Еще одна уловка мастера Оцуки. Он всегда спарринговал с полузакрытыми глазами, что сильно действовало на соперников. Казалось, что глаза его вообще закрыты, и во время поединка у него было очень холодное выражение лица. Он часто применял различные финты и уловки, легко вводя соперника в заблуждение!
Молодые бойцы часто фиксируют свой взгляд в то место, куда собираются бить! Опытный боец знает эту человеческую особенность и ловит молодого бойца на этом. УЧИСЬ НЕ СМОТРЕТЬ ТУДА КУДА СОБИРАЕШЬСЯ БИТЬ! Отцука, иногда отворачивал голову и в этот момент наносил удар. Любил Оцука и поигрться, нанося открытой кистью руки, или тыльной стороной, лёгкие щелчки по глазам, по носу. На короткое мгновение соперник терял зрение, а когда приходил в себя, Оцука уже стоял за спиной. Однако таким лёгким щелчком он легко мог отправить человека и в нокаут.
«Чувство опастности», - уловка или качество? «Чувство опастности», вырабатываются и у боксеров, хотя в боксе нет специального тренинга на развитие такого качества. В боевых искусствах есть понятие «сакки», - «дух убийцы». Мастер чувствует агрессию, даже спиной, даже когда противника не видно. это чутьё развил в себе и Оцука. Он сразу определял, кто старший, кто сильнее. Его ученик как-то подумал: «А что было бы, если бы я сейчас напал на учителя»? Все ученики сидели на коленях перед Оцукой и кланялись ему. «Я сидел где-то метрах в пяти от него и, подняв голову, поймал его напряжённо-давящий взгляд, буквально пригвоздивший меня к полу. По его страшному выражению лица я понял, что он почувствовал мои намерения. И у меня не было сомнений в том, что если бы я попытался что-то сделать, он бы просто убил меня на месте». Ранее писал что «чувство опасности», способность чувствовать опасность, может в себе развить любой русский человек. Еще раз напомню, что это полезное качество, однажды «открытое», будет помогать тебе всю жизнь, в самых различных ситуациях.
Может стиль карате-то, Вадо – Рю, был изночально построен на практиковании уловок и обманок?
Справедливости ради, стоит привести суждения, талантливого мастера Кёкусинкай каратэ-до, Танюшкина. Видел как работает этот мастер, раза три, но вот ребята, которые решив, что Кёкусинкай эффективне, некоторое время занимались в его зале, а потом, возвращались в зал, продолжив заниматься Вадо- Рю, обращали на себя внимание, новыми подходами в спарринге. В Кёкусинкай есть понятие «сложная атака». Атаки требуют специальной технической подготовки. Но сложность заключается не столько технического, сколько тактического порядка. «Сложная атака бывает двух типов: а) построенная на сочетании ложной атаки (с выходом из зоны атаки) и настоящей атаки; б) построенная на тактике контратаки, включающей «провоцирование» определенных действий противника и «вылавливание» определенных ударов, для большей эффективности приемов контратаки». Чему научил мастер Танюшкин? Ребята демонстрировали: маэ-гэри ногой, находящейся сзади, с возвратом в боевую стойку + с подшагом вдзэнкуцу-датигяку-цуки. Кстати это можно повторить как ката. Сложней будет: маэ-гэриногой, находящейся сзади, с возвратом в боевую стойку +маэ-гэрис входом в противника + (при его быстром уходе) с быстрым перешагиванием другой ногоймаваси-гэритой же ногой +гяку-цуки. Красиво выглядит: гяку-цуки+маваси-гэриногой, находящейся сзади, с возвратом в боевую стойку + с подшагомой-цуки+ с «вертушкой»усиро-гэри. Глядя на акцентированно жесткие блоки. Сразу видно что это стиль «Кёкушин», а не «Вадо –Рю». Беседовали ли между собой, по поводу учеников, мастер Крайниковский, с мастером Танюшкиным? Во всяком случае, никто, ничего негативного, никогда не слышал.
Так выглядят внешне тактические нароботки мастера Танюшкина. Стоит процетировать «Построение атаки типа «а», базируется на тактическом принципе «раскачки» противника, строится по следующей схеме: удар (ложная атака) – уход назад – резкий вход (настоящая атака). Дезориентация противника, является результатом первого решительного натиска и неожиданного ухода из зоны атаки, не дающего противнику возможности эффективно провести контратакующие действия. Мгновенное замешательство, дает возможность провести подготовленную завершающую атаку. Построение атаки, типа «б» предполагает хорошую наработку описанных ранее приемов «вылавливания» и контратаки в «условных боях», а также требует разведки реакции противника в ходе поединка, с целью выяснить, какие именно контратакующие удары он предпочитает. Для этого надо, с одной стороны, создать видимость его превосходства, но с другой – быть готовым к надежной защите».
Без уловок, вытягивания ударов, блоков, передвижений противника, ни как нельзя! Значит и без инициативы в бою, - ни как нельзя? Лаконичная формулировка этого, отражена в названии школы карате, Годзю-рю, с которой был хорошо знаком основатель Кёкусинкай, - Масутацу Ояма. Противопоставление слабому противнику силы, -«Го». А сильному противнику гибкости, - «Дзю». Разумный приицип не тольько на ковре, но и в ЖИЗНИ!