Найти в Дзене
сЧётчик

Рецензия: Александр Шаров, "Мальчик Одуванчик и три ключика"

Александр Шаров, "Мальчик Одуванчик и три ключика". Издательство Эксмо, 2013 год.

Порой хочется пожалеть несчастных родителей - они воспитывают малышей буквально на десятке литературных классиков, доходя порой до самых нечитабельных вещей Михалкова или Барто (увы, у данных авторов есть и такие). А всё из-за тотального недоверия к литературе: ребёнку нужно проверенное (т.е., известное родителю).

Если речь идёт про современную литературу, понять таких родителей можно. Конечно, и сейчас выходят достойные книги для самых маленьких (стихи Маши Рупасовой, например), но очень легко запутаться и нарваться на какую-нибудь неведомую дичь. С западной литературой то же самое - могут перевести тамошнюю классику (Роальда Даля, например, или Анну Вестли), а могут некую жуть.

Но у нас есть неисчерпаемый источник хорошей детской литературы (именно детской - с подростковой сложнее): советские книги. Тогда в детскую литературу шли "взрослые" серьёзные писатели, да и у исключительно "детских" авторов уровень был очень высоким. Полтора десятка имён на слуху - и сотня-другая в полузабвении. Как в случае с Александром Шаровым.

Фронтовик, фантаст, сказочник, теоретик детской литературы, отец писателя Владимира Шарова - достойная рекомендация?

Но дело ещё вот в чём. Чаще всего детские книги остаются именно детскими книгами - перечитывать Айболита или Винни-Пуха взрослому незачем. Случается, взрослые книги становятся детскими - Робинзон, Гулливер, Мюнхгаузен... Но истинное чудо происходит, когда у книги два измерения - одно для детей, а второе - для взрослых. Перечитывать такие книги можно в любом возрасте.

Хрестоматийные примеры - Муми-тролли, кэролловская Алиса, Маленький принц (про такие книги у меня была статья, интересующихся отсылаю: https://vk.com/wall-43071435_190). "Мальчик Одуванчик и три ключика" - из этой же серии.

Шаров сам был теоретиком сказки, потому построение книги почти пропповское, с испытаниями и инициациями. Множество деталей, которые могут быть прочитаны в символическом ключе (фартуки гномов, молоты, ключи - опять же). Но и без высокомудрых расшифровок сказка впечатляет.

Герою предстоят, казалось бы, шуточные испытания-искушения (а на деле - испытания отзывчивостью, любовью, состраданием). И провалить, увы, их может каждый из нас. А там,

...Мышки - хитрый народ.

И весна уйдёт.

И жизнь пройдёт.

Не такой уж ты хитрый - 

Хитрый кот.

По Шарову, мы должны понимать главное: отправившись в путь на звуки гномьих молотов, мы не должны увлекаться сундуками-квестами, приключениями и блестяще-успешными бонусами в ущерб человечности. И объяснить это своим детям.

И помнить об этом, думаю, нужно и детям, и взрослым.

#шаров #мальчикодуванчик #сказка #детскаякнига #детскаялитература