Найти в Дзене
Московит

Доспех до-мару: японская пехота тоже хочет жить.

Красота и эстетика "классических" японских доспехов кодзан-до поражают воображение и заставляют усомниться в их утилитарности. Покрытая узорами кожа, латунные украшения и разноцветная шнуровка пластин о-ёроя - все это говорит об одном: это были доспехи знатных (и не обремененных финансовыми трудностями) воинов. Но как быть тем, для кого "не по карману" не только подобный доспех, но и боевой конь (а ведь еще и лук со стрелами нужно купить)? При всех своих достоинствах, о-ёрой был для пехотинца не столько защитой в бою, сколько - обузой. Все недостатки его громоздкой конструкции стали очевидны уже во время войны кланов Тайра и Минамото (она же - Война Гэмпэй 1180—1185 годов) в конце периода Хэйан (794-1185). Учитывая тот факт, что на протяжении всего периода Камакура размер японских армий непреклонно увеличивался за счет пехотинцев, появилась необходимость в создании доспехов, пригодных для ведения пешего боя с применением холодного оружия.

Самурай в до-мару. Именно в такие доспехи японские художники чаще всего одевали героев своих работ, не взирая на исторические неточности.
Самурай в до-мару. Именно в такие доспехи японские художники чаще всего одевали героев своих работ, не взирая на исторические неточности.

Первым таким доспехом стал до-мару. Название означает "вокруг тела" (прямой перевод) идеально описывает его конструктивные особенности. До-мару собирали из тех же пластин, что и о-ёрой, но теперь лаком покрывали не весь ряд целиком, а каждую пластинку по отдельности. За счет этого до-мару обладал присущей любому мелкопластинчатому ламелляру гибкостью. Таким образом, необходимость в дополнительной боковой пластине ваидатэ исчезла: доспех завязывался шнурами на правом боку (края до-мару заходили один на другой). Кроме того, в сравнении с о-ёроем, до-мару имел менее плотную шнуровку, что увеличивало общую мобильность воина (при этом, от стрел он защищал хуже, чем "большой" доспех).

Ранний вариант до-мару. Доспех все еще имеет отдельную боковую пластину ваидатэ и четыре секции кусадзури, но уже худо-бедно повторяет форму человеческого тела.
Ранний вариант до-мару. Доспех все еще имеет отдельную боковую пластину ваидатэ и четыре секции кусадзури, но уже худо-бедно повторяет форму человеческого тела.

Другой особенностью до-мару стала измененная форма традиционной для японских доспехов "юбки" кусадзури. Четырехсекционная кусадзури о-ёроя была неудобна для пехотинца, сперва переднюю и заднюю секции разделили на две половины, но и это не помогло, и со временем до-мару получил 7-8 отдельных друг от друга кусадзури. Длину шнуров, соединяющих сегменты "юбки" с кирасой, увеличили, чтобы пехотинец мог свободнее передвигаться по полю боя.

Классический до-мару. Обратите внимание на длинный шнур с левой стороне кирасы, на нем и держатся ее края.
Классический до-мару. Обратите внимание на длинный шнур с левой стороне кирасы, на нем и держатся ее края.

Как я и говорил в предыдущих статьях, огромные наплечники о-содэ, съезжающие за спину при попытке поднять руки, были бесполезны в ближнем бою, и от них отказались. Чтобы хоть как-то защитить плечи воина от рубящих ударов, до-мару дополнили маленькими наплечниками гёё в форме древесного листа. Защиту они давали минимальную, зато не мешали орудовать мечом тати в ближнем бою.

Один из героев "Повести о Великом Умиротворении" воин-монах Нэгоро-но-Комидзутя, облаченный в доспех до-мару. К слову, монахи сохэй тоже по достоинству оценили эти доспехи (они нечасто бились верхом на конях).
Один из героев "Повести о Великом Умиротворении" воин-монах Нэгоро-но-Комидзутя, облаченный в доспех до-мару. К слову, монахи сохэй тоже по достоинству оценили эти доспехи (они нечасто бились верхом на конях).

В XIV веке японские оружейники доработали конструкцию до-мару, сделав его двухсекционным ламелляром на разборном шарнирном соединении. Это избавляло от необходимости разбирать доспех целиком, чтобы отмыть его шнуровку от грязи после военного похода. Впоследствии, все японские корпусные доспехи (за редкими исключениями) станут двухсекционными.

Бант агэмаки с доспеха о-ёрой, но уже на спинной секции до-мару.
Бант агэмаки с доспеха о-ёрой, но уже на спинной секции до-мару.

К началу XIV века до-мару практически полностью вытеснил о-ёрой. Вместе с этим, богатые конные воины стали дополнять его элементами "большого" доспеха. К до-мару крепили наплечники о-содэ, а гёё располагали в местах крепления плечевых ремней доспеха (они стали аналогом пластин сэндан-но-ита и кюби-но-ита в о-ёрое). Такой комплект самураи гордо именовали мару-до ёрой. Вместе с ним конники использовали большой шлем хоси-кабуто, или его улучшенную (ненамного) версию, получившую название ё-боси. Пехотинцы же, чаще всего, защищали голову лишь полумаской хаппури, нормальные пехотные шлемы появятся в Японии значительно позже.

Мару-до ёрой периода Муромати из Национального музея в Токио.
Мару-до ёрой периода Муромати из Национального музея в Токио.

В течении XIV века были разработаны и другие виды японских пехотных ламелляров (харамаки, хараатэ и, пожалуй, самый распространенный и наименее известный из всех кавацудзуми харамаки), а во второй его половине появляются ламинарные доспехи мару-до. Именно они и положили конец боевому применению японских ламелляров. Однако, это вовсе не означало, что до-мару перестали изготавливать. Их производили и в период Муромати (1336—1573), и во время Сэнгоку Дзидай (Эпоха Воюющих Провинций), и даже в мирную эпоху Эдо, но военного значения они уже не имели, став аналогом офицерского мундира, а в Эдо - кабинетным доспехом для любителей славных традиций древности. Спасибо!

Японский реконструктор на коне и в "командирских" доспехах. Обратите внимание на его поножи сунэатэ и дополнительную навесную пластину на груди - все это появилось не ранее XV века, в это время до-мару носили уже лишь полководцы, не участвующие в сражениях.
Японский реконструктор на коне и в "командирских" доспехах. Обратите внимание на его поножи сунэатэ и дополнительную навесную пластину на груди - все это появилось не ранее XV века, в это время до-мару носили уже лишь полководцы, не участвующие в сражениях.