Найти тему
Журнал «Самогонъ»

Как советские диссиденты обходили цензуру и создали первый «Самиздат».

Оглавление

«Цензура как аппендикс: в пассивном состоянии бесполезна, в активном опасна.»

Как сформировалось понятие «Самиздат»?

При жизни советского вождя, Иосифа Сталина, почти никто не осмеливался открыто или не очень выражать свои идеи, ведь присесть можно было и за меньшее. А как только кровавый тиран хлопнул башмаками, Хрущев написал «Культ личности Сталина» и советская цензура стала слабеть. 

К тому моменту, запуганные советские товарищи сменялись новым поколением смелых и творческих. Идейные художники и литераторы верили в изменения и пытались наладить общение с властью.

Такими инакомыслящими писателями были Андрей Синявский и Юрий Даниэль. Будучи хитрыми активистами, они отправляли свои произведения на запад, публикуясь под псевдонимами Абрам Терц и Николай Аржак. В связи с чем, вскоре были задержаны полицией мысли и направлены в логово министерства информации для процедуры накала очка.

Смелость заразила известных культурных деятелей советов (актёра Игоря Кваша, литературоведа Вячеслава Иванова, критиков Ирину Роднянскую и Юрия Буртина, поэта-переводчика Анатолий Якобсон, искусствоведов Юрия Герчука и Игоря Голомшток, художника-реставратора Николай Кишилов, научного сотрудника АН СССР Вадим Меникер, писателей Льва КопелеваЛидию ЧуковскуюВладимира КорниловаКонстантина Паустовского). Они вступились за первых критиков власти, направив в Президиум Вер­хов­ного Совета «Письмо 62-х» с просьбой освободить негодяев. А на Пушкинской площади был организован первый в СССР демонстрационный «митинг гласности». Издательства марали провокационные тексты переписыванием. Самиздаты же публиковали материалы дела. 

Андрей Синявский и Юрий Даниэль
Андрей Синявский и Юрий Даниэль

Само слово «Самиздат» первым в советской литературе начал использовать Николай Глазков. Его чтиво не проходило слов-контроль советской цензуры. Тогда он начал распространять свои рукописи в манере сарафанного радио, а вместо издательства на обложке писал «самсебяиздат». В последствии, эту идею подхватили и другие писатели закрытого государства. Слово приобрело современную форму «Самиздат», пародируя советский «Госиздат».

«Самиздат: сам сочиняю, сам редактирую, сам цензурирую, сам издаю, сам распространяю, сам и отсиживаю за него» 
Владимир Буковский в автобиографическом романе «И возвращается ветер…

Как в СССР боролись с цензурой?

Лианозовская творческая группа.

Если идеи творца противоречили строю коммунистической мысли, их отсеивали, смысл создателя редактировали, а самого творца могли закрыть к ГУЛаге или в сумасшедшем доме. Ведь только сумасшедший мог противоречить идеям социализма.

Социализмом могут быть недовольны только сумасшедшие
Н.С. Хрущев
Хрущев — душа компании.
Хрущев — душа компании.

Лианозовская творческая группа попросту игнорировала капризы злых прихотей государства. Ребята не парились, а попросту тусили в бараке Оскара Рабина, около жд станции «Лианозово». В воскресные вечера организовывали выставки картин, читали стихи, и, подбухиваясь, обсуждали искусство.

Участниками Лианозовской школы были: поэты Генрих Сапгир, Игорь Холин, Ян Сатуновский, Всеволод Некрасов, художники: Оскар Рабин, его сын Александр Рабин и жена Валентина Кропивницкая, Николай Вечтомов, Лидия Мастеркова, Владимир Немухин, Ольга Потапова, а также художники и поэты Лев Кропивницкий и Евгений Кропивницкий.

Лианозовская школа.
Лианозовская школа.

Несмотря на обособленность компании, о квартирниках знала вся Москва. Их посещали даже иностранные дипломаты и представители официальной интеллектуальной элиты. Ну а как всем известно: чем громче ваша диссидентская туса — тем больше вас не любят органы власти (особисты).

В силу известности группы, госиздаты не могли мотать головами и делать вид, что Лианозовцев не существует. А называли их ласково, шутя: «Жрецами помойки №8», «Дорогой ценой чечевичной похлебки» и «Бездельниками, карабкающихся на Парнас».

Первая акция политического искусства в СССР

Утром 3 августа 1976 года, на стене Петропавловской крепости был совершен ужасный акт вандализма — первая акция политического искусства в обстановке жестких регламентов совка.

1976
1976

Пара молодых ребят потянулась с утреца, бахнули за пышность бровей генсека и нарисовали на стене крепости государя надпись «Вы распинаете свободу, но душа человека не знает оков». Длиной в 42 метра. С видом на неву и набережные. После чего благополучно дали по тапкам. 

Позже на место преступления десантировались сотрудники КГБ и спрятали надпись крышками от гробов, а затем ещё и закрасили, чтобы наверняка.

В сентябре ребят задержали. Участниками акции протеста против преследования деятелей культуры, оказались художники Олег Волков и Юлий Рыбаков, посвятившие всю свою жизнь борьбе за права человека. Волков отсидел 5 раз в тюрьме 19 лет, стал инвалидом и членом СП СССР. Юлий — чинушей.

А спустя 40 лет акция повторилась.

Больше интересных статей читайте на https://samogon.media/