В 2014 году Дворец культуры им. С.М. Кирова отметил свое 80-летие. В этом же году одно из старейших даже в масштабах страны учреждений культуры отмечало еще одну дату – 20 лет с момента преобразования в МБУ "Центр культуры и досуга". Грандиозным подарком к двойному юбилею стало завершение реконструкции культурного центра, которого несколько лет с нетерпением ждала вся Пенза.
Дворец культуры им. Кирова больше 20 лет назад преобразован в «Центр культуры и досуга», но до сих пор пензенцы называют между собой эту старейшую городскую культурную площадку по-свойски, как давнего друга, «Киров». И, к слову сказать, не только представители старшего поколения, для которых творческая жизнь города долгие годы была связана именно с «Кировом», но и молодые пензенцы. «У этого учреждения в городе особый статус, – подтверждает Татьяна Курдова, начальник управления культуры и архива области, много лет возглавлявшая МБУ «Центр культуры и досуга». – На протяжении всей своей истории, начиная с далекого 1934 года и до наших времен, оно было и остается центром пензенской культуры». О роли Центра культуры и досуга в городской среде можно судить хотя бы по количеству работников культуры в звании народных и заслуженных и громким именам коллективов, неразрывно связанных с ним и ставших гордостью Сурского края. Этот Центр никогда не был ДК в привычном понимании и тем более не является таковым после глобальной реконструкции. Ни одно культурно-массовое мероприятие в городе не проходит без участия творческих коллективов Центра культуры и досуга, а технические возможности площадки позволяют проводить культурно-зрелищные мероприятия всероссийского и международного уровня. Нередко в адрес Центра звучит такая высокая оценка, как «городское достояние», что, конечно же, определенным образом «подстегивает» к дальнейшему активному развитию.
Команда профессионалов
Общая социально-культурная реальность наводит на грустные выводы, но одни плывут по течению, а другие ищут интересные возможности и технологии для развития социальной и творческой активности населения. В Центре культуры и досуга сложилась творческая талантливая команда мастеров своего дела, которые постоянно обогащают свою деятельность новыми методами и направлениями работы.
Одним из главных приоритетов является сохранение и развитие многонационального культурного наследия и многообразия любительского народного творчества. При этом нам важно создать по-настоящему комфортные условия для организации досуга, особую атмосферу, притягивающую горожан. Над решением этих задач ведется большая работа – повышается качество мероприятий, формируется более интересная с точки зрения потребителя репертуарная политика, создаются брендовые общегородские проекты. И самое главное то, что наряду с коммерчески успешными проектами, здесь реализуются социально значимые программы, и баланс в пользу бесплатных мероприятий существенный.
Держать руку на пульсе
Художественный совет Центра культуры и досуга держит руку на пульсе города: изучает и анализирует успешные программы и те, что «не работают». Чтобы двигаться вперед, нужно учитывать и положительный опыт, и выявлять проблемные точки. Только так можно соответствовать культурным потребностям аудитории. Мы стараемся создать новую креативную площадку, способствующую творческой самореализации самой разной аудитории, и для этого в арсенале Центра есть собственные уникальные практики. Будет логично, если Центр культуры и досуга станет своего рода визитной карточкой города, инициатором городских праздников, а также оператором всех культурных инициатив Пензы.
Вопреки распространенному мнению, Дом культуры как явление – это не уникальное изобретение страны советов, хотя, конечно, с таким размахом вопросами культурного строительства и доступности творческй самореализации для каждого не занималось, пожалуй, ни одно государство.
Из самодеятельных кружков, студий и секций при домах культуры выросло огромное количество профессиональных артистов. Сегодня в одном только Центре культуры и досуга работают более 50 творческих коллективов и объединений, ряд из которых являются сегодня культурным достоянием Сурского края и ведут свою историю буквально со дня основания самого ДК им. Кирова.
Дворец культуры им. С.М. Кирова был открыт 6 ноября 1934 года при Пензенском велосипедном заводе им. М.В. Фрунзе (ЗИФ). В здании, построенном по проекту ленинградских архитекторов, разместились два зрительных зала на 1000 и 300 человек, пять огромных фойе, три библиотеки, множество репетиционных классов и кабинетов. По воспоминаниям старожилов, здесь не пустовал ни один квадратный метр – 30 коллективов художественной самодеятельности для детей и взрослых начали свою работу. Новый Дворец культуры практически сразу влился в городскую культурную среду, навсегда оставив в прошлом статус сугубо заводского клуба. Первым директором ДК им. Кирова был Александр Николаевич Савельев. За 16 лет его руководства дворец стал настоящим центром городской культуры с собственным оркестром народных инструментов, симфоническим оркестром, театральным коллективом, оперной и балетной студиями, танцевальными кружками и, конечно же, многочисленными клубами по интересам.
Практически с момента открытия во дворце появилась и сверхактуальная в то время агитбригада «Синяя блуза». С середины 1920-х в это художественно-революционное движение влились тысячи молодых рабочих по всей стране, и молодежь ЗИФа не стала исключением, тем более что сатирические зарисовки на производственные темы в исполнении артистов «от станка» всегда собирали аншлаги на любых, в том числе импровизированных, концертных площадках. Созданный синеблузниками новый жанр совмещал в себе принципы плакатного искусства, пластические, музыкальные, театральные жанры, что в итоге открыло для советской эстрады, театра и кино не только плеяду талантливых артистов, но и в целом наметило стилистические перемены в традиционных видах искусства.
В годы Великой Отечественной войны в клубной части Дворца культуры разместились специалисты Ленинградского ЦКБ, которые вместе с велозаводцами создавали оружие и боеприпасы. В театральной части после многочасового рабочего дня продолжались репетиции коллективов художественной самодеятельности, на сцене шли концерты и спектакли, солисты, танцоры и чтецы Дворца культуры выступали перед бойцами, уезжавшими на фронт. В том, что Дворец культуры сумел сохранить накопленный опыт и талантливых педагогов в тяжелейшие военные годы, без сомнения, есть огромная заслуга второго директора, Константина Никифоровича Гуляева.
Время расцвета
В 1951 году руководителем Дворца культуры им. Кирова стал Иван Антонович Иванов, выдающийся режиссер и драматург. Еще в начале 1930-х годов он создал здесь драматический кружок и за 40 лет, отданных ДК, поставил на его сцене огромное количество спектаклей, в том числе по собственным пьесам. Благодаря его инициативе практически в каждом цехе велозавода появился свой коллектив художественной самодеятельности, а в стенах самого дворца начали работать знаменитые сегодня и за пределами Пензенской области творческие коллективы: Пензенский русский народный хор профсоюзов имени О. В. Гришина, ансамбль бального танца «Сурские ритмы», хореографический ансамбль «Вензеля».
1970-е вошли в историю Дворца культуры им. С.М. Кирова как годы расцвета, под руководством Золи Александровича Когана ДК стал ведущей культурной площадкой. В это время во дворце работало 30 коллективов взрослой художественной самодеятельности и 29 детских коллективов. 1970-е и следующее десятилетие характеризуются насыщенной гастрольной деятельностью коллективов ДК, почти все они были не раз отмечены наградами областных, всероссийских и всесоюзных фестивалей самодеятельного творчества.
400 событий в год
В 1994 году Дворец культуры им С.М. Кирова был преобразован в Центр культуры и досуга. Разумеется, сменилось не только название – в работу Центра пришли новые задачи и актуальные технологии. Сегодня культурную жизнь региона невозможно представить без таких значимых событий, как Всероссийский фестиваль-конкурс песни и музыки им О.В. Гришина, Всероссийский фестиваль декоративно-прикладного искусства «Живые истоки», Межрегиональный фестиваль-конкурс «Песни родной стороны» им. А.Г. Тархова, Городской конкурс исполнителей народной песни им. Л.А. Руслановой, Городской кинофестиваль «Мужская роль» им. И.И. Мозжухина, Городской фестиваль-конкурс детского и юношеского эстрадного творчества «Изумрудный город» и пр. Все эти фестивали и еще порядка четырехсот культурно-зрелищных мероприятий, включая концерты звезд российской эстрады и кино, ежегодно проводятся на сцене Центра культуры и досуга.
Одно из самых популярных учреждений культуры Пензы объединило более двух тысяч взрослых и детей. Впечатляет и количество заслуженных работников культуры, чья творческая жизнь связана с Центром культуры и досуга: В.К. Застрожный, А.Г. Тархов, О.В. Ерохина, В.В. Дмитриев, Е.А. Хайрутдинов, Ю.П. Ступак, В.Л. Баландин, А.С. Тумаков, Ю.М. Сысоев, В.В. Круковский, Е.П. Заносиенко, Н.Г. Андреев, Лариса и Николай Алексеевы. Центр стал домом и стартовой площадкой к победам на престижных всероссийских и международных фестивалях и конкурсах для хореографического ансамбля «Вензеля», ансамбля народной песни «Голоса России», образцового хореографического ансамбля «Солнышко», театра-мюзикла «Рождение...», школы современного танца «IMPREZZA», театра танца «Индиго», клуба мастеров «Сурская мозаика».
«Я продолжаю учиться в академии Гришина»
Песня «Восемнадцать лет» Октября Гришина, автора музыки, звучащей во многих советских фильмах, стала неофициальным гимном Пензенской области. Именно здесь 60 лет назад Октябрь Васильевич Гришин создал русский народный хор профсоюзов, сегодня носящий его имя. Хор выступал на сцене Кремлевского дворца съездов в концерте в честь принятия новой конституции в 1977 году и в честь «Олимпиады-80», участвовал в творческом марафоне Игр Доброй воли в 1990 году в Сиэтле, получил награды множества международных конкурсов и фестивалей. «Мы сохраняем все традиции, заложенные Октябрем Васильевичем, передаем любовь со сцены», – говорит Юрий Сысоев, композитор, руководитель хора и любимый ученик основателя прославленного коллектива.
Народный самодеятельный коллектив давно вышел на профессиональный уровень и стал визитной карточкой Сурского края. Сегодня хор им. Гришина (а это более 60 певцов, танцоров и музыкантов) работает в Центре культуры и досуга, где в его распоряжении новая сцена и хоровой, оркестровый, танцевальный классы для репетиций.
Юрий Михайлович
– композитор, руководитель хора им. О. Гришина
После реконструкции у нас появились прекрасные условия, нам многие могут позавидовать, к тому же мы пытаемся организовать танцевальную и хоровую студию для детей, потому что нужно передавать опыт молодым. И очень надеемся, что Всероссийский фестиваль песен и музыки имени Гришина, который девять лет проходил в Пензе, возродится.
– В этом году хору исполняется 60 лет, но такие коллективы стали редкостью на просторах страны. Раньше вы много гастролировали, в том числе и за рубежом. Чем сегодня живете?
– Да, наш хор отлично принимали по всему Союзу и за границей, в 1967 году мы взяли Золотую медаль на Всемирном фестивале в ГДР, ездили с концертными программами в Бельгию, Венгрию, Болгарию. Интерес к душевной русской песне был огромен, нас понимал слушатель, даже не зная языка. Сегодня, конечно, мы мало ездим даже по России, но обязательно каждый год (уже пять лет) принимаем участие в межрегиональном фестивале народного творчества «Россия моя малиновая», который проходит в Рязанской области, в селе Заокское – там какое-то время жил Октябрь Гришин. И вы знаете, коллективы, подобные нашему, мало где сохранились. Раньше мы часто встречались с тульским хором, ульяновским, горьковским – прекрасные были хоры, но я давно про них ничего не слышу.
Да, в этом году у нас большая дата, 60 лет. Мы работаем, готовим юбилейный концерт, в котором планируется два отделения, где обязательно прозвучат песни всех руководителей коллектива, все они были музыканты, композиторы. И одно отделение полностью будет состоять из песен нашего дорогого Октября Васильевича Гришина. Его нет с нами 35-ый год, но мы его чтим, потому что этот человек достояние, наверно, и мира. Его песни пели в 60-е, 70-е годы и в Германии, и в Японии. И он, кстати говоря, первый среди руководителей коллективов самодеятельности получил звание народного артиста РСФСР.
– Юрий Михайлович, как часто в репертуаре появляются новые песни?
– Появляются постоянно, в том числе и те, которые пишу я. Меня иногда спрашивают: «Что вы окончили?» И я отвечаю: «Не важно, что я окончил, я продолжаю учиться в академии Гришина». Я учусь у всех участников коллектива и пишу песни. Октябрь Васильевич мне дал все – и в музыке, и в жизни, и в любви. Все, кто знали этого человека, говорят, что забыть его невозможно. Он был добрейший человек, но как руководитель – жесткий, требовательный. Он по шагам узнавал, кто сейчас идет на репетицию, по глазам угадывал настроение.
Октябрь Гришин написал много лирических песен: «Восемнадцать лет», «Милая роща», «Край мой Пензенский», «Россия моя малиновая», «Русская зима» и другие, а я как художественный руководитель ничего в этих песнях не меняю. Эти песни знают и поют до сих пор, эти песни стали народными, потому что русский человек не может обойтись без русской песни. Душа русского человека – это русская песня. И так должно быть, поэтому мы продолжаем творчество Октября Васильевича, который проложил нам путь.
«Все новое – наше»
«Из молодых коллективов Центра культуры и досуга мы являемся самыми "старичками" – я в нем выросла и прошла все реконструкции нашего дома», – предваряет свой рассказ о театре-мюзикле «Рождение» его создатель и руководитель Елена Дерянова. Коллектив «Рождение» – единственный в своем роде не только в Пензе, но и далеко за ее пределами. Жюри всевозможных конкурсов и фестивалей, как российских, так и международных, всегда остается под впечатлением от размаха и мастерства этой большой творческой семьи, объединяющей в себе больше 70 артистов разных возрастов от трех до двадцати лет.
О жизни на сцене
«Для кого-то счастье во многом: в больших городах, больших чувствах, больших достижениях. Но есть те, для кого оно в малом: в обычном куске хлеба, в горе старых ненужных вещей, в которых можно согреться, и в слабой надежде, что однажды все изменится, однажды кто-нибудь придет и заберет тебя домой...», – с этих строк популярного писателя-анонима Аль Квотиона 26 марта 2015 года начинался музыкальный спектакль «БЕЗ МЕСТА», созданный для адресной помощи больным детям. Вокал, хореография, актерское мастерство, яркие сценические костюмы, незабываемая атмосфера шоу - на сцене каждый ребенок не просто играл, а проживал свою роль. Четыре года очарованный и околдованный театр-мюзикл «Рождение» вместе со всем педагогическим составом жил этим проектом – и всего лишь полтора часа счастья, как для артистов, так и для зрителей. В апреле 2015 года и спустя ровно год после премьеры в марте 2016 года мы повторили свой спектакль. Как и в первый раз, был полный аншлаг! Ни одного свободного места!
В помощь режиссеру
Благодаря нашей современной сцене, оборудованию и специалистам мы смогли реализовать мою идею! В спектакле «БЕЗ МЕСТА» мы использовали все возможности светового и сценического оборудования. Режиссерскому мышлению помогли и экран, и поворотный круг сцены, создающие картины для смены декораций. Одежда сцены меняется за считаные СЕКУНДЫ! И, конечно, особо впечатляет главное украшение – золотой занавес со стразами.
Во времена нашего неотреставрированного дворца весь свет создавался вручную (небольшое количество рычагов, которые двигались вправо-влево), в том числе и «световыми пушками» руководили люди. Сейчас в нашем распоряжении профессиональный комплекс театрально-концертного постановочного освещения: современные светодиодные прожекторы заливного света, генератор тумана, приборы полного вращения с возможностью изменения формы луча. И все это управляется со световой консоли, на которой можно заранее запрограммировать световую партитуру спектакля или концертов.
Об экспериментах
«Рождение» – это синтез вокала и драматургии, где органично сочетаются фольклор и эстрада, авторские песни, классическая и современная хореография, индивидуальность аранжировок и режиссуры, и, конечно же, эмоциональное выступление артистов. Набор в новую группу проходит только раз в четыре года, и в этом году мы с огромным счастьем приняли новых маленьких артистов от трех до пяти лет.
Каждый из артистов театра уже сейчас знает, куда будет поступать: пятеро участников старшего состава пробуют себя на эпизодические роли в кино в Москве, не первый год наши артисты принимают участие в федеральных телешоу «Х-фактор», «Голос. Дети», «Фактор-А». Для всех детей и родителей «Рождение» – не только семья, но и отправная точка в яркое будущее.
Театр-мюзикл «Рождение» со дня основания в 2007 году ищет новые направления в творчестве, которые могли бы быть интересны разнообразной публике. К 350-летию нашего города в мультимедийном шоу «Во славу России, во благо людей» театр подарил новую жизнь песне В. Круковского и В. Куленко «Земля Пензенская», которая сейчас является визитной карточкой Пензы.
Мы любим экспериментировать, для нас все новое – наше! Сейчас мы продолжаем работу над спектаклем «БЕЗ МЕСТА» и готовим новые номера и идеи для следующего спектакля. Пока не знаем, как он будет называться, но точно заявляем, что спектакль затронет главные темы – добро, любовь и сохранение семьи.
Время обновления
Виды Дворца культуры им. Кирова есть во всех фотоальбомах, посвященных городским достопримечательностям. Здание постройки сталинской эпохи вобрало в себя все величие советского ампира: фасады, планировки, внутренний декор – все это проектировалось и строилось с размахом и полностью оправдывало свое название. Однако в силу своего возраста памятник архитектуры остро нуждался в реконструкции, в том числе и в техническом обновлении.
Татьяна Курдова
– начальник управления культуры и архива Пензенской области
Когда обсуждали, каким хотелось бы видеть дворец после реконструкции, было много идей и разных точек зрения, поэтому мы решили привлечь горожан. И горожане, и сотрудники Центра сошлись во мнении, что нужно сохранить индивидуальность дворца и его историческую ценность. Конечно, мы мечтали видеть «Киров» (так называют Центр в городе) современным, уютным и функциональным. Здание исследовали досконально, были отфотографированы все элементы декора, чтобы потом это все воплотилось в том же виде. Результат превзошел ожидания – архитекторам удалось сохранить уникальную индивидуальность дворца и в то же время сделать его еще более красивым. При проектировании опирались на сохранившиеся с 1930-х годов чертежи, благодаря чему архитектурный объект хоть и был выстроен заново, но в точности повторил историческое здание. Сохранили даже люстры, подаренные Дворцу культуры им. С.М. Кирова московскими метростроевцами (их с исторической точностью реставрировали петербургские специалисты).
Новое здание старейшего учреждения культуры региона по понятным причинам не стало абсолютной копией – внутренняя перепланировка велась с учетом современных технических требований. В первую очередь нужно отметить, что после реконструкции площадь здания выросла более чем на 4 тысячи квадратных метров. В нем увеличилось количество гримерных комнат, репетиционных и выставочных залов, танцевальных классов, появились новые комнаты отдыха, кафе и буфеты. Более того – здесь же открылся трехэтажных физкультурно-оздоровительный комплекс с реабилитационным центром для людей с ограниченными возможностями.
На территории всего обновленного Центра культуры и досуга все продумано для удобства передвижения и навигации людей с ограниченными возможностями – подъемные механизмы, лифты, пандусы. По скромным подсчетам в обновленном Центре культуры и досуга могут заниматься 3000 человек. Стали комфортнее для гостей и оба концертных зала – Большой и Малый, которые, кроме того, сейчас оснащены современными системами света и звука. У обновленного Центра культуры и досуга амбициозные планы – стать оператором всех ключевых городских мероприятий и праздников, и для достижения этой цели у учреждения культуры, построенного в соответствии с самыми актуальными техническими требованиями, есть все: многолетний опыт, профессиональный педагогический состав, талантливые творческие коллективы и молодая управленческая команда.
– поясняет Татьяна Курдова.
Роман Замятин
– руководитель отдела механического оборудования компании «Имлайт»
В обновленном Центре культуры увеличились и сама сцена, и сценический портал. Мы постарались создать сцену, пространство и возможности которой отвечали бы самым разным задачам, чтобы здесь с комфортом мог выступить и большой хор, и танцевальный коллектив, и театральная труппа. Колосники сцены находятся на уровне 23 метров, высота зеркала сцены составляет 7,5 метра – соотношение этих параметров дает возможность строить "высокие" декорации, максимально использовать и закулисное пространство.
Более того, новая сцена Большого зала обзавелась театральным поворотным кругом, оркестровой ямой, моторизированным проекционным экраном, полностью электрифицированными декорационными подъемами. Все механическое оборудование контролируется единой системой управления.
Сергей Бызов
– менеджер инсталляционного отдела компании «Имлайт», направление «Звуковые технологии, слаботочные системы»
Центр культуры и досуга в Пензе после реконструкции полностью отвечает современным требованиям по уровню оснащения звуковым, световым и механическим оборудованием сцены. Перед нами стояла задача спроектировать систему звука таким образом, чтобы здесь можно было проводить абсолютно любые (в плане стилевого разнообразия) мероприятия вплоть до рок-фестивалей. Поэтому, говоря простым языком, звука здесь много.
Звуковой комплекс собран на итальянском оборудовании компании X-Treme (линейный массив MISI) и аналоговой системе маршрутизации и обработки сигнала. Комплект звука дополнен стандартным набором микрофонов немецкой компании Beyerdynamic, на оборудовании этого же бренда сформирована беспроводная конференц-система.
Служебная связь выполнена на аналоговой системе ASL Intercom (Нидерланды). Также на аналоговом оборудовании построена и система технологического телевидения. Конечно, сегодня существует достаточное количество высокотехнологичных (и дорогостоящих) цифровых решений, однако потребности огромного количества площадок в надежном оборудовании можно решить с помощью аналоговых систем. Систему технологического телевидения, которая спроектирована для Центра культуры и досуга, мы первый раз увидели в Мариинском театре в Петербурге, и она показалась нам очень простой, эффективной и логичной. Собирается она также просто: в сетке после каждой аналоговой камеры, которой назначен свой канал, размещается видеомодулятор, изображение с камер выводится на экран телевизора, а выбор просмотра изображения с той или иной камеры осуществляется с пульта управления. Один из самых больших плюсов такой системы – отсутствие задержки в передаче данных, что для технических служб очень важно.
Также после реконструкции у многочисленных коллективов Центра культуры и досуга появилась возможность работать в собственной студии звукозаписи, оснащенной серьезным микрофонным парком и качественными аудиоинтерфейсами RME для записи фонограмм, вокальных партий и других рабочих материалов
Николай Быков
– менеджер инсталляционного отдела компании «Имлайт», направление «Свет, механика сцены»
В проектировании светового комплекса Центра культуры и досуга основная задача была – создать современную максимально универсальную площадку. Под универсальностью подразумевалась, прежде всего, возможность проведения на этой площадке концертных программ с участием разножанровых коллективов Центра – от эстрадных концертов и современной хореографии до театрализованных действий. Кроме того, световой комплект должен отвечать требованиям минимального технического обслуживания и быть экономичным в эксплуатации.
Именно поэтому Центр культуры и досуга стал одним из редких случаев в практике нашей компании, когда практически все сценическое освещение было реализовано на светодиодных технологиях. Такое решение полностью отвечало жестким требованиям малого энергопотребления, плюс ко всему избавляло от необходимости замены ламп.
Основу светового комплекта Большого зала составляют светодиодные светильники и прожекторы Silver Star (КНР), эффектное освещение – поворотные головы D.T.S. (Италия), прожекторы следящего света D.T.S (Италия). Управление светом осуществляется с компактной многофункциональной консоли ETC Gio – на тот момент один из самых современных пультов, одинаково хорошо справляющийся с работой и в театрах, и в режиме концертных туров. Эта консоль позволяет площадке развиваться по набору оборудования дальше, можно сказать, пульт «на вырост».
В Малом зале освещение спроектировано по классической схеме, основу составляют светодиодные светильники Silver Star (КНР), поворотные головы D.T.S. (Италия) и профильные прожекторы ETC (США). Приборы выносного освещения и эффектные головы были по спецзаказу окрашены в цвет интерьера зала так же, как оборудование, применяемое в эффектном освещении красного фойе Центра культуры и досуга. Эта площадка часто используется для проведения различных детских и праздничных мероприятий, поэтому здесь мы также проектировали мини-комплект светового оборудования – светодиодные светильники, спрятанные в архитектурных нишах, и группу прожекторов эффектного света.
В целом Центр культуры и досуга я могу назвать грамотно построенной площадкой с простым и надежным световым комплексом, который не потеряет актуальности еще много лет.