С детских лет мы знаем:
"Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана…"
На Буяне, по преданиям, хранится чудесная сила, которая помогает былинным героям бороться со злом. На острове растет дуб, в ветвях которого прячется смерть Кащея, а также на Буяне спрятан священный камень Алатырь, олицетворяющий собой центр мира: найдешь его – и все твои желания исполнятся.Так где находится легендарный остров? Что значит Буян? Правда ли что три девицы под окном - это 3 богини? Кто такая Сватья Баба Бабариха на самом деле? Кто такие царь Гвидон и царь Салтан? И какой секрет скрывает та самая белка с орешками?
три девицы под окном
Пушкин не выдумал сюжет своей самой знаменитой сказки, трижды он записывал его от разных людей, включая свою няню. Сам сюжет похоже был очень популярен на Руси. Похожая сказка есть и в собрании знаменитого Афанасьева. Вот только у Пушкина - более архаичный вариант, как считают исследователи. зачин «Сказки о царе Салтане» берет свое начало в древнейших пластах мифологии. Помните то самое - три девицы под окном пряли поздно вечерком?
Так вот, считается что это - три богини, прядущие нити судьбы, творящие все во Вселенной. три божественные пряхи, известные в скандинавской мифологии как норны, а в греческой как мойры! Божественные пряхи сидят на золотом престоле на бел-Латырь камне и в русских заговорах: На том золотом престоле сидит Матерь Божия с двумя сестрицами, прядет и сучит шелковую кудельку» . Есть и такой вариант: «В этом великом океане-море есть каменная изба; в этой каменной избе сидят три сестры, самому Христу дочери.» Да и сама Матерь Божия в русских народных заговорах постоянно входит в некую необычайную триаду-тройку богинь.В заговорах с этим мировым древом и священым Алатырь камнем как правило связана и Пресвятая Богородица. Причем именно на этот холм, под дуб приводит князь Гвидон свою мать – одну из трех дев-прях.
Как пишет Светлана Жарникова - Судя по всему, перед нами тот самый древний дохристианский образ Богини-Матери, которая «по представлениям индоиранцев ассоциировалась с мировым деревом».
Мягко говоря необычен и сын пряхи-царицы из сказки о Царе Салтане, ведь он растет - не по дням а по часам, что также выдает его не человеческую божественную сущность. Да и то, что ребенка отправляют по воде - тоже встречается в самых разных религиях. Но где находится легендарный остров, на котором они находят в результате приют?
ОСТРОВ БУЯН
Прежде всего давайте разберемся что значит - Буян? В словаре Фасмера «буян –."открытое со всех сторон, возвышенное место, базарная площадь или амбар". Выводят Буян и от буй - "дикий, надменный", т. е. опять же "нечто возвышенное». Остров Буян известен не только из пушкинской сказки. Он упоминается в былине о новгородском гусляре Садко.Некоторые исследователи считают что тот самый Буян имеет реальный исторический прототип - остров Рюген! То, что в древности Рюген имел обширные культурные и торговые контакты с Русью - подтверждают историки.
Согласно этой версии, изначально он назывался Руян. Руян -то и трансформировался со временем в Буян. В сказке Пушкина Гвидон и царица увидели остров таким: холм в широком поле, море синее кругом, дуб зеленый над холмом. Так вот, белая скала, которую называют «королевский трон» - одна из достопримечательностей Рюгена. По легенде, чтобы подтвердить свой титул и право на власть, будущий король должен был со стороны моря подняться от её подножия к вершине. Отвесная скала как бы утверждала своим незыблемым величием священное королевское право. В качестве еще одного аргумента в пользу тождества Рюгена и Буяна приводят то, что сам остров состоит из белых меловых пород, но и камень Алатырь в легендах - частенько "бел-горюч". Именно на меловой скале на Руяне некогда находилась древняя Аркона - которая переводится как «белая гора». Германский хронист Гельмольд называл Аркону главным городом, столицей острова Рюген. В пользу того что Рюген и есть Буян свидетельтсвует еще одна деталь - те самые тридцать три богатыря, в изначальном варианте - тридцать. Они выходят из моря, чтобы оберегать покой города и его жителей. Датский автор Саксон Грамматик писал о гвардии, состоявшей из 300 воинов, на плечах которых лежала обязанность охранять остров Руян и его столицу Аркону.
царь Гвидон
Гвидон широко известен и в эпосе. Популярнейшее на Руси сказание о Бове-королевиче повествует о добром короле Гвидоне, которого в междоусобице умертвил коварный король Додон. Похоже, Пушкин услышал его от своей няни Арины Родиновны. Этот Гвидон правил «в великом государстве, в славном городе Антоне». Поздние пересказчики уже не помнили древнего названия Аркона и подменили его более близким и понятным – Антон. Важно, что упоминания об Арконе-Антоне в сказании о Бове-королевиче отнюдь не фрагментарны, как обычно бывает в сказках (мол, дело было в таком-то царстве, о котором больше ничего не сообщается). Антон – это стольный город королевства, вокруг которого кипит борьба за власть.
Бова мстит убийце своего отца Додону и возвращает себе королевский престол. К печальному образу Додона Пушкин позже обратился в «Сказке о Золотом Петушке». Саксон Грамматик пересказывал предание о Бове, который был сыном русской королевы и правил на Балтике.
царь Салтан
Имя сказочного царя А. С. Пушкин также воспринял от своей няни Арины Родионовны, только у нее он был «Султан Султанович, турецкий государь». Это имя, конечно, является позднейшим вымыслом. Можно предположить, что в изначальном варианте древнего предания оно было другим. первоначальное, «историческое» имя было утрачено. И даже то самое «мимо острова Буяна в царство славного Салтана» - не случайно. На взгляд Светланы Жарниковой эта присказка несёт в себе важнейший исторический смысл – «мимо острова Буяна» на восток, «в царство славного Салтана», плывут сказочные купцы. это - описание известного торгового пути «из Варяг в Греки», начинавшегося на юге Балтики и ведшего до Константинополя. В образе «царства Салтана» можно почувствовать намёк на Византийскую империю, находившуюся с 1453 года под властью турецкого султана. вот и Получается, что Арина Родионовна пересказала поэту целый эпический цикл, в котором последовательно действуют и Гвидон, и Бова, и Додон – древние короли, правившие на южнобалтийском побережье.
Баба Бабариха и Белка
Известна похоже русским заговорам и та самая сватья Баба Бабариха. Она - мать тех самых трех девиц-прях! «На море на Океане, на острове Буяне сидит баба на камне, у бабы три дочери: первая с огнем, вторая с полымем, третья руду заговаривает и ломоту».
Ну а как же еще один - необычный персонах этой сказки? Царевна Лебедь, у которой «месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит». водоплавающие - гуси, лебеди, и утки играют исключительную роль в русской народной традиции. Водоплавающая птица в мифах многих народов священна и является одним из творцов мира. Она ныряет на дно мирового океана и поднимает на поверхность землю, из которой и появляется суша. Светлана Жарникова уверена, что Царевна Лебедь – символ звездного неба. А вот Борис Рыбаков считал, что лебеди связаны с индоевропейским мифом и солнечным божеством.Утицы, гуси и лебеди присутствуют на вышивке, венчают крыши домов наряду с коньками, украшают братины. весь этот архаический пласт народной культуры был еще живым и полнокровным даже в середине XIX века, тем более в его первой четверти
Соеветский археолог, специалист по индоевропейцам Елена Кузьмина подчеркивает, что в индоиранской мифологии водоплавающая птица выступала олицетворением и спутницей богини-матери, связанной с водой, которая часто изображалась в виде «мирового дерева» с сидящими на нем птицами. Вам не кажется это знакомым? Вот оно - дерево с сидящими на нем птицами, утицами, лебедями или павами! это один из самых популярныъ сюжетов на русских рушниках. Тогда богиня - мать - это мать Гвидона, а ее спутница - та самая царевна Лебедь.
Мало того непроста и та самая белка, которая «песенки поет, да орешки все грызет». у нее нашли аналог в скандинавской мифологии! По мировому древу Иггдрасиль так же снует белка - посредник между верхним миром Богов и нижним миром. Есть также предположение о том, что в «Слове о полку Игореве», Боян передвигался по древу не «мыслью», а «мысью», то есть белкой.
О том, что в «Сказке о Царе Салтане» остров Буян действительно является «тем светом», местом, где обитают умершие, свидетельствует также постоянное оборотничество князя Гвидона, который для всех своих возвращений в мир живых (царство Салтана) использует чужое обличье.Конечно, русским крестьянам – современникам А.С. Пушкина, не нужно было объяснять, что «остров Буян» – мир умерших, тот свет. Об этом говорило не только название чудесного острова, но и то, что «все в том острове богаты, изоб нет, везде палаты».