Тут китайские журналисты побеседовали с Хоу Лимином - директором Дуньхуанского научно-исследовательского института.
Оказывается, сохранением культурного наследия Шёлкового пути в Китае озаботились в весьма непростое время. В сороковые годы пещеры были национализированы, а в 1943 г. был создан Дуньхуанский художественный исследовательский институт при министерстве образования, а 1 января 1944 г. - его преобразовали в Найиональный исследовательский институт. Его возглавил Чан Шухун, специалист, вернувшийся с обучения во Франции. Спасением и изучением древних росписей тогда приходилось заниматься в тяжелейших условиях Второй мировой, а затем и гражданской войны.
А само открытие Дуньхуанского культурного феномена по мнению китайских учёных происходило дважды: сначала на заре ХХв. монах Ван Юаньчжан, очищая пещеру от песка наткнулся на тибетские тексты, ставшие потом достоянием западных археологов.
А второе "открытие Дуньхуана" связано уже с работами китайских исследователей 1930-40-х гг. Тогда засиявшее из тьмы веков великолепие древнего искусства позволило китайскому народу обрести уверенность в себе в это непростое время.
Но как и во многих подобных сюжетах история изучения едва ли не заслонила собою саму историю памятника. Тут поработало множество учёных и до сих пор есть разногласия в том насколько они правильно кто-то из них что-то делал. И пошло это вообще на пользу для изучения или же во вред. Но не будем лезть в эти историографические дрязги.
Важно, что теперь такой уничкальный памятник можно оценить в его великолепии. Дуньхуан был важным пунктом, через который буддийская традиция проникала в Китай. Буддийская культура развивалась здесь почти тысяче лет - с 4 по 14 века н.э. Так что и по сей день археология и изучение настенных росписей дают много новых данных как о непрерывном развитии буддизма, так и о его адаптации к китайским условиям.