Отцы и дети
Понятное дело, что Людовик не был "великим". Великий правитель вывел бы страну из кризиса, а не оказался на плахе. Впрочем, Людовик совершенно не питал никаких иллюзий, относительно своего величия. Если точнее... Людовик отлично понимал, что глуп.
По крайней мере, такую характеристику он регулярно слышал от окружающих, включая собственного отца. Дед Людовика (кстати, тоже Людовик, как и отец Людовика) специально отстранил его от государственных дел, и даже от обучения государственному делу.
Это иронично: Людовик XV, дед нашего сегодняшнего героя, громче многих (на правах короля и отца) называвший его дураком, сам умом не отличался. Решительностью и авторитарностью - да. Но не умом. Это он игнорировал абсолютно все признаки грядущего краха монархии, включая предупреждения придворных, и продолжал отрываться по полной. По сути, это он заварил кашу, которую нужно было расхлёбывать половником виновнику этой статьи.
Когда говорят о Великой Французской, частенько упоминают о том, как любили тусоваться дворяне, закатывая дорогущие вечеринки. По инерции мышления у читающего возникает впечатление, будто бы Людовик Младший был самым главным заправилой в этих тусах. Однако, вся правда в том, что батя его ненавидел именно за нелюбовь к тусовкам.
Иными словами, Людовик XVI (далее - просто "Людовик") не одобрял идею пира во время чумы и был, по сути, на стороне народа.
Шоу должно продолжаться
Но балы были.
Всё дело в том, что добрый пухляш Людовик был, помимо всего прочего... знатной тряпкой. Учитывая особенности его детства, это не удивительного. Людовику попросту неоткуда было взять крепкий характер. Более того, его понимание собственной политической безграмотности, рождало вполне закономерную неуверенность.
Это закономерно: по сути по своей, Людовик был не столько глуп, сколько не образован, причём, по приказу собственного отца. Не столько бесхарактерен, сколь закономерно лишён уверенности. При этом, надо понимать, что попытка показать зубы и проявить характер, с таким багажом знаний и авторитета, попросту не могла закончиться ничем хорошим. Сила короля держится на вассалах. Если вассалы отвернутся, король рухнет. А вассалы привыкли тусовать.
Особая ирония здесь заключается в том, что жена Людовика, Мария-Антуанетта, с трудом умеющая читать, что на французском, что на немецком, пользовалась во дворе куда большим уважением. Ведь она умела зажигать тусу. История умалчивает, умела ли Мария-Антуанетта танцевать нижний брейк, но балет, арфа, флейта, клавесин и вокал у неё были на высоте. Да и фристайлила она от души так, что могла побить на рэп-батлле абсолютно любого.
"У неё больше интеллекта, чем можно было предполагать, но, к сожалению... она не привыкла его концентрировать. Немножко лени и много легкомыслия затрудняют занятия с нею ... она хорошо воспринимает предмет, но мне пока не удалось заставить её глубже заинтересоваться преподанным материалом, хотя я и чувствую, что способности к этому у неё имеются. Я понял, наконец, что хорошо усваивает она лишь то, что одновременно и развлекает её[4]."
Аббат Вермон
Плохо быть им... вы бы не смогли
Что значит, быть Людовиком?
- Вы видите, как ваш родной отец губит страну, но когда вы об этом говорите, попадаете в немилость.
- Вас не учат управлять страной... нет, вам, буквально, запрещают даже пытаться узнать детали, отстраняют от штурвала и отсылают прочь.
- Вас окружают идиоты: ваша жена носит корабль на голове, а те люди, на которых держится ваша власть, пребывают большую часть времени в состоянии свиньи.
- И эти свиньи смотрят на вас сверху вниз.
- Вы не знаете, что делать. Вас ничему не учили. У вас нет хорошего советника. А если вы рявкнете на этих свиней, они вас сожрут прежде, чем это сделают злые и голодные простолюдины.
Вы не хотите быть Людовиком.
По сути, из Людовика мог выйти "крепкий середнячок". У Людовика был потенциал. Он думал о народе, он был мягковат, но не глуп настолько, насколько сам же думал под давлением смертоносно-развратного королевского двора.
Но "крепкого середняка" не вышло. Не потому что сам Людовик бездарен, а потому что так сложились обстоятельства. Людовик не получил ни обучения, ни достойных советников. Его королевство было на краю гибели, а главный инструмент, при помощи которого можно было бы исправить ситуацию - те самые дворяне - был попросту сломан.
У Людовика не было шанса. Но он пытался. И уже этим заслужил моё уважение, пусть даже это, всего лишь, моё непопулярное мнение.
На этой неделе НМ планировал рассказать, что именно сделал Людовик для того, чтобы остановить революцию... но не вышло. Оставим эту тему для следующей недели.
Завтра мы рассмотрим такую штуку, как "трёхфакторная теория любви".
А послезавтра попытаемся написать феминистический манифест без классических ошибок пропаганды.
Ну, а до тех пор... в комментариях можете дополнить статью ещё парочкой занятных фактов.