Нежность... Казалось бы, несвойственное чувство для любителя высекать огонь из людских сердец. Однако, ничто человеческое не чуждо даже таким пожароопасным гениям.
Allegretto си-бемоль мажор Людвиг ван Бетховен написал летом 1812 года для семьи Брентано. На страницах этой небольшой пьесы для фортепиано, скрипки и виолончели композитор девять (!) раз поставил указание dolce («нежно»). Прекрасная лирическая музыка, в которой почти ничего не происходит (лишь в конце, будто при прощании, набегает легкая тень)
В мае 1810 года, когда Бетховен сидел у себя дома за фортепиано и проигрывал только что законченную им песню на стихи Гёте «Миньон», две руки легли на его плечи. Он недовольно обернулся и подумал, что перед ним стоит живая Миньон: молодая девушка небольшого роста, которой никак нельзя было дать ее 25 лет, с темными, словно бездонными глазами, огненным взором и массой черных растрепанных локонов, одетая не по моде — в длинное черное развевающееся платье, подпоясанное плотным шнурком, как у пилигримов. Она сказала ему на ухо: «Меня зовут Беттина Брентано». Бетховен ответил ей: «Я только что сочинил для вас красивую песню, хотите ее послушать?» Он спел «Миньон» своим резким голосом. «Не правда ли, хорошо?» — спросил он ее и спел песню вторично. Потом спел другую песню на слова Гёте «Не высыхайте, слезы вечной любви» («Блаженство скорби»). «Меня пронизало чувство благоговения», — вспоминала Беттина.
Беттина Брентано была незаурядной личностью, и ее судьба оказалась тесно связанной с развитием немецкой литературы начала XIX века, а жизненный путь причудливо переплелся с путем Гёте. Мать Беттины была любовью Гёте, когда ему было 23 года, а ей 16. Два года спустя ее выдали замуж за итальянского купца Брентано, а через 10 лет родилась Беттина. Когда ей исполнился 21 год, Беттина случайно нашла письма молодого Гёте к ее матери, полные страстной любви. Они произвели потрясающее впечатление на юную экзальтированную девушку, рано потерявшую родителей и воспитывавшуюся в монастыре. Беттина несколько раз переписала эти письма, и ей почудилось, что пламенное чувство матери перешло в ее сердце. В 1807 году 22-летняя Беттина впервые встретилась с 58-летним Гёте, которому показалось, что к нему явилась дорогая умершая. С тех пор до самой смерти Гёте ее судьба связана с судьбой великого поэта. А через своего брата Клеменса Брентано и мужа Ахима Арнима она оказалась в самом центре литературного романтизма с его спорами о народной поэзии, песнях, балладах, средневековых легендах.
Она и сама проявила блестящие способности к поэзии, музыке, живописи. Живя в Вене у одного из братьев, в семье горячих поклонников Бетховена, Беттина однажды услышала Лунную сонату и была ею потрясена. Она загорелась желанием увидеть автора. Все ее отговаривали: Бетховен, говорили Беттине, недоступен; неизвестно даже, где он живет. Но Беттина была настойчива... Величие и искренность искусства Бетховена произвели на нее неизгладимое впечатление и позволили оценить его значение проницательнее многих современников. «Он шагает далеко впереди всего человечества, и догоним ли мы его когда-нибудь?» — восторженно писала Беттина Гёте, рассказывая ему о своей встрече с Бетховеном.
Фортепианное трио си-бемоль мажор, WoO 39 (Allegretto)
Daniel Barenboim, piano / Jacqueline du Pré, cello / Pinchas Zukerman, violin
По материалам книги А.Кенигсберг "Людвиг ван Бетховен"
Ещё о Бетховене:
Соната № 23, Appassionata