Найти тему
Сергей Картинцев

Задумались о своем первом бизнесе? Певый путь купить франшизу: 4 основных типа франшизных договоров в России.

Формально франшиза в российском законодательстве требует заключения договора коммерческой концессии. Такой договор обязательно регистрируется в государственных органах, как и все приложения к нему. На практике коммерческую концессию с вами подпишет не более 10% от компаний-франчайзеров. Какие юридические формы имеют договоры франшизы в России и в чем их отличия одного от другого:

1. Договор коммерческой концессии отнюдь не самый распространенный, хотя и в полной мере отвечающий потребностям участников сделки. Причин тому масса, не думаю, что сейчас стоит на них тратить время. В случае с малым и средним бизнесом заставить франчайзера подписать именно с вами договор коммерческой концессии представляется малореалистичным. Сила данного договора в том, что он описывает обязательства обеих сторон и фиксирует за счет государственной регистрации. Минусом является то, что за регистрацию нужно платить, как и за любое дополнение или правку к договору.

2. Лицензионный договор. Наиболее близкий по духу к концессии и более распространенный на российском рынке. Он также требует государственной регистрации, однако описывает в основном обязательства покупателя или франчайзи, поэтому больше нравится франчайзерам. Для его заключения у продавца должны быть зарегистрированы права на торговую марку, а в идеале еще и получены патенты. Данный тип договора может быть эффективно использован лишь в ограниченном наборе бизнесов, которые связаны либо с большим значением бренда, либо с использованием интеллектуальной собственности (программное обеспечение, методические материалы и т. д.).

3. Договор поставки или дистрибуции. В данном случае вы зависите от поставок уникальных товаров или услуг франчайзера, которые вы сами только перепродаете. Ярким примером являются автомобильные дилеры. С одной стороны, они должны выполнять множество требований, с другой, представительству нет необходимости судиться и что-то долго доказывать своему дилеру. Они могут расторгнуть договор поставки, и получить что-либо будет сложно. Примером может служить история с уходом ряда марок концерна General Motors из России. Марка Opel полностью прекратила свое присутствие на российском рынке, а ведь это был довольно популярный бренд в России, который насчитывал множество дилеров и салонов по стране. Про эту историю можно сказать, что она вызвана большой политикой и форс-мажором и предусмотреть подобное невозможно. Я приведу вам менее скандальную историю: израильская марка одежды Sella в определенный момент повысила требования к своим торговым точкам, и магазины в 100 и менее квадратных метров потеряли право продавать товары этого бренда. Хотя некоторые из них работали до этого не один год. Данный тип договора я отношу к тем, которые защищают только интересы владельца франшизы.

4. Филиальная сеть. В российской практике существует форма, когда франчайзи открывает обособленное подразделение материнской компании франчайзера, а сам становится руководителем филиала. Я в своей практике не встречал подобных договоров, но они могут быть вам предложены. У такой формы сотрудничества максимальная степень дискриминации франчайзи. Владелец франшизы может просто отстранить вас от должности, что полностью укладывается в российское правовое поле. Более того, все оборудование и иное имущество с момента его приобретения принадлежит франчайзеру, точнее, его ма-теринской компании. А значит, в случае его порчи или хищения ответственность ложится на вас. Встречаются разные формы сотрудничества и разные предложения, но на договор такого типа я согласился бы лишь в случае, когда франчайзер сам предоставляет мне основные средства. В остальных случаях предлагаю договориться о дру- гой форме сотрудничества или просто подобрать другую франшизу. Благо сегодня конкуренция есть во всех отраслях. Следовательно, есть и выбор.

Фрагмент моей книги "Ловушки бизнес-партнерства"