Добрый день!
Фразы «Русофобия должна стоить очень дорого» и «Русофоб – равно нищеброд» не просто услышаны нашими руководителями, а стали руководящей линией в проводимой экономической политике.
Уже несколько десятков лет Латвия, Эстония и Литва, соревнуясь друг с другом, всячески показывают словом и делом своё негативное отношение к России. Я говорю и о фактическом геноциде части населения этих стран, о позиции на мировой арене политического руководства, да и о обычных высказываниях в адрес России в стиле известной мультгероини Шапокляк.
Самое обидное, частично это оплачивалось самой Россией! Как? Обеспечение транзита российских грузов через порты Прибалтики, предоставление доступа на рынок России их (в основном) сельскохозяйственной продукции.
О каких суммах идёт речь? Суммы сельхозпродукции предлагаю оставить за скобками, поскольку её импорт в Россию упал ещё в конце 90-х годов, а вот по портовым доходам хотел бы посчитать.
Итак, транзит товаров через Прибалтику идёт через следующие порты: Рига (Латвия), Клайпеда (Литва), Вентспилс (Латвия), Таллин (Эстония), Лиепая (Латвия), Силламяэ (Эстония). Конкуренцию им в России составляют порты: Высоцк, Приморск, Усть-Луга, Выборг, Санкт-Петербург. Их грузооборот составил (данные взял из Википедии и официальных сайтов портов):
Как видно, чистый грузооборот Прибалтийских портов снизился менее 10 млн т, но российских портов увеличился на 70 млн т.
Признаюсь, в прессе встречал немного другие цифры, но у меня получились такие. Полагаю, уменьшение грузопотока из России частично было компенсировано увеличением грузопотока из Белоруссии. Других объяснений у меня нет.
Подытожим: русофобская политика Прибалтийских государств вынудила Россию развивать свои порты с переориентацией на них существующих (и растущих) грузопотоков. За последние годы это в сумме до 80 млн т. Если перевести это в деньги, то, усреднено, портовая работа с грузопотоком в 80 млн т стоит 36 млрд руб или около 0,5 млрд дол (кто как привык).