Людям свойственно объединяться и "объединять". Хотя с композиторами это получается плохо, ибо настоящий композитор по сути своей одиночка. Любители современных направлений музыки, безусловно, знакомы с такими творческими объединениями, как Black Star и Gasgolder, активно поддерживающих начинающих исполнителей.
В 80-х годах прошлого века неформальные композиторы собирались под знамёнами Ленинградского и Свердловского рок-клубов. Деятельность столичных рокеров пыталась направить в созидающее русло Московская рок-лаборатория.
В авангардной музыке двадцатого века композиторов "группировали" в тройки. Наиболее известны Московская тройка:
София Губайдуллина,
Эдисон Денисов,
Альфред Шнитке
и Дармштадтская тройка:
Пьер Булез,
Луиджи Ноно,
Карлхайнц Штокхаузен.
В январе 1920 года парижская ежедневная газета Comoedia (Комедия) напечатала рассказ о шести молодых людях ищущих новые пути в музыке. От этой статьи начинает свою недолгую историю Шестёрка:
Луи Дюрей,
Дариюс Мийо,
Артюр Онеггер,
Жорж Орик,
Франсис Пуленк,
Жермен Тайфер.
И это было чистой случайностью. Если бы литератор Жан Кокто привёл ещё одного музыканта, то история знала бы "Семёрку".
Участники "Шестёрки" заявляли о своём намерении бороться с такими "слонами", как вагнерианство и атональность, а название статьи "Русская пятёрка, французская шестёрка и господин Сати" отсылает нас к самой известной "артели" композиторов - Могучей кучке:
Милий Алексеевич Балакирев,
Александр Порфирьевич Бородин,
Цезарь Антонович Кюи,
Модест Петрович Мусоргский,
Николай Андреевич Римский-Корсаков.
Название крайне неудачное. Ну не может, что-то хорошее называться "кучкой". И виноват в этом, конечно, идеолог содружества Владимир Васильевич Стасов.
Участники союза были разной степени музыкальной одарённости, поэтому долго существовать вместе они не смогли. Именно участие в "кучке" не дало развиться наиболее одарённому её члену – Модесту Петровичу Мусоргскому. А о патологическом стремлении Николая Андреевича Римского-Корсакова дописывать за всеми подряд неоконченные произведения и переделывать законченные метко заметил Лоуренс Гильман: "Римский мог бы ввести арфу с челестой и в до-минорную симфонию Брамса".
Традиции "Могучей кучки" в какой-то степени нашли продолжение в деятельности "беляевского кружка", где почти 20 лет главенствовал Римский-Корсаков, впоследствии разделив своё лидерство в составе триумвирата с Лядовым и Глазуновым.
А ещё двадцатый век подарил музыкальному миру Новую венскую школу.
Три композитора своей творческой деятельностью во многом определили развитие всей современной музыки. Это Арнольд Шёнберг, Альбан Берг и Антон Веберн. Центральным принципом реформации нововенцев стала тотальная ликвидация тональной основы и её замена специальными атональными техниками. Как говорил Антон Веберн:
Мы сломали тональности шею.
Самого Веберна застрелил тремя выстрелами в упор американский солдат Реймонд Белл. Это случилось 15 сентября 1945 года около десяти часов вечера в австрийском Миттерзиле. Композитор вышел покурить на крыльцо дома своего зятя. Вспышка спички стала для него роковой.
Упомянутая выше Московская тройка, почти в полном составе попала в другой список: Хренниковскую семёрку. Так назвали группу композиторов, раскритикованных на VI съезде Союза композиторов СССР в ноябре 1979 года в докладе композитора (и по совместительству первого секретаря Правления) Тихона Николаевича Хренникова. Поводом послужило несанкционированное включение музыки "семёрки" в фестивальные концерты Кёльна и Венеции. Имена советских авангардистов были также упомянуты в публикации "Музыка принадлежит народу" газеты "Советская культура":
Елена Фирсова,
Дмитрий Смирнов,
Александр Кнайфель,
Виктор Суслин,
Вячеслав Артёмов,
София Губайдулина,
Эдисон Денисов.
Дорогой читатель, чтобы не затеряться в океане нот - сохраните себе постоянно пополняющийся каталог канала.
При комментировании, пожалуйста, будьте вежливы!