Почему хороший текст проходит редактуру минимум дважды?
Шаг 1. Собираем информацию
Итак, заветный заказ получен, пришло время писать статью. Но с чего начать? Если впали в ступор, не переживайте – вам просто не хватает информации. Открываем все возможные источники и начинаем изучать.
В теории заботливый заказчик должен предоставить вам все необходимые данные, но на деле такая модель взаимодействия встречается редко. Так что путешествовать по бескрайним просторам Интернета приходится самостоятельно. Заглядывайте на тематические форумы и сайты, читайте и смотрите интервью с экспертами, набирайте базу из книг и научных статей.
Шаг 2. Определяем аудиторию и стиль подачи
Если вы пишете статью для магазина семян или шоурума, то можете представить примерную целевую аудиторию, правда? Кто ваш потенциальный читатель – женщина или мужчина? С кем имеете дело – с молодежью или с теми, кому немного за 30?
От ваших ответов существенно зависит стиль написания. Скажем, текст для мужской аудитории должен быть логично выстроен, без уклонений от темы, а «женский» текст, наоборот, тяготит ко всевозможным лирическим отступлениям.
Если вам интересно почитать о том, чем отличаются «мужской» и «женский» текст, пишите в комментарии, сделаем отдельную статью на эту тему.
Нужно ли составлять план статьи?
По-хорошему – нет. Потому что тексты, написанные по строгому плану, получаются скучными и вымученными. Но, если вы только начинаете, сделайте себе поблажку. Набросайте примерный «скелет» статьи: о чем будете говорить в начале, куда вставите цитату и т.д. И не стесняйтесь менять план по ходу написания, экспериментируйте.
Шаг 3. Пишем текст
На этом этапе снова можно впасть в ступор и заболеть так называемым «страхом чистого листа». Как преодолеть это неловкое состояние, мы обсуждали в этом материале.
О чем нужно помнить при написании? Не старайтесь сделать заумный текст со сложными терминами или материал, претендующий на звание литературного шедевра. Это никому не нужно. От копирайтера требуется написать простой и доступный текст, полезный для целевой аудитории. Представляйте своего читателя. Ему будет понятна ваша мысль? Ему будет интересно читать это? Пишите естественно, так, словно рассказываете историю своему приятелю.
Шаг 4. Редактируем
Самый трудный этап. Потому что редактировать свой собственный текст, предательски вырезая из него жизненно важные (как нам кажется) слова и предложения чертовски сложно. Но со временем вы научитесь.
Попробуйте провести редактуру в несколько этапов. Сначала избавьтесь от всех «паразитов» (большого количества вводных слов, штампов, плеоназмов), разбейте сложные предложения на простые. Об этом мы уже писали:
7 паразитов, которых не должно быть в вашем тексте
5 способов «выжать» из текста максимум
Затем поработайте с ритмом. Не переживайте, каждый раз повторять эту процедуру не придется – скоро вы научитесь и будете сразу писать тексты с правильным ритмом.
Наконец, структурируйте свою статью. Об этом мы тоже говорили в материале «Структура текста: инструкция по применению».
Шаг 5. Придумываем заголовок и лид
Я всегда советую писать заголовок и лид (вводный абзац) в конце, когда материал уже готов. Потому что тогда вы четко представляете, о чем говорится в статье, а значит, можете создать максимально соответствующий содержанию заголовок. Да, заголовок должен отражать суть материала, а лид – уточнять и развивать то, что сказано в заголовке. Есть универсальные «рецепты» удачных хедлайнов: это, например, заголовки-списки (10 способов изменить свою жизнь к лучшему), заголовки-инструкции (Как похудеть на 10 кг за месяц без диет). Об этих и других схемах по созданию заголовков мы писали в этом материале: Как придумывать крутые заголовки: 7 проверенных схем. Но не зацикливайтесь. Всегда нужно экспериментировать и придумывать что-то новое, оригинальное.
Шаг 6. Снова редактируем
Давайте договоримся: перед второй редактурой дайте тексту отлежаться. Хотя бы пару часов, а лучше сутки. Это позволит взглянуть на работу свежим взглядом. Вы обнаружите новые недочеты, которых не замечали раньше. Или поймете, что переборщили с канцеляризмами, терминами.
Не пренебрегайте этим этапом. Это финальная вычитка текста, которая позволяет максимально приблизить его к совершенству. А именно это нам и нужно😊