Пишу о ситуации с допинговым скандалом, как бывший спортивный чиновник, работавший в областной администрации. На мой взгляд, проблему надо разделить на пять взаимосвязанный вопросов:
1. Имели место или нет манипуляции с базой данных московской лаборатории?
2. Какие доказательства махинаций с допингом в российском спорте предъявляет WADA мировому сообществу?
3. Обосновано и законно ли коллективное наказание российских спортсменов и органов управления спортом?
4. Отличается ли реальная ситуация с допингом в российском спорте от общемировой тенденции или используются двойные стандарты?
5. Что делать для исправления ситуации?
Рассмотрим все названное по порядку.
На первый, вообще-то, ключевой вопрос я не встретил категоричного ответа: «НЕТ!». Если вы совсем ни в чем не виноваты, то первым делом на любой площадке и в любой ситуации вы будете настаивать, кричать: «Я не виновен!!». И только палачи в тюремных застенках могут сломать вас и заставить оговорить себя. Поскольку все причастные пока не в застенках, то и речи про самооговор не идет. Уклончивые ответы примем за признание: «Да, кое-что было, но немного и давно». Ноль-один не в нашу пользу.
Ответ на второй вопрос звучит репликой из фильма «Красная жара»: «Какие ваши доказательства?!». С юридической точки зрения железобетонные доказательства вряд ли имеются. О чем, собственно, и говорят множество официальных лиц от спорта и правительства: сравнивать московскую базу данных с какой-то отданной неофициально Родченковым в руки соперников России, которые могли сделать с ней все, что угодно, вряд ли корректно. Но подозрительна задержка по времени при передаче нашей базы, и большой объем несоответствий. Если бы речь шла, скажем, о рядовом ограблении, то дело в суде явно бы развалилось. Но надо учесть, например, что попытки отстоять наших параолимпийцев на прошлой олимпиаде в судебном порядке провалились. При этом у нанятых дорогостоящих западных адвокатов, как пишут СМИ, шевелились волосы на голове от бессилия и попрания судом всех законов. Становится понятно, что судебные перспективы у России, т. е.- Мордора, туманны. Пятьдесят на пятьдесят, ничья.
На третий вопрос ответил В. В. Путин: «Не законно, и противоречит хартии!» Тут и презумпция невиновности, и права человека, и много чего еще, но наши враги защищаются по-советски, используя коллективное распределение ответственности. МОК в апреле 2019-го по сути передает WADA полномочия решать вопрос о наказании, что уже есть коллективное действие, исполком WADA из 11 человек, из которых восемь представителей стран НАТО, плюс представители Австралии, Судана и Эквадора, почему-то единогласно (ну надо, же!) голосуют против России. Кстати, в WADA нет представителей ни России, ни бывших республик СССР, кроме одного человека от Казахстана. В последовательности действий, во-первых, видна спланированная акция, во-вторых, каждый из причастных говорит: «А что, я?! Это же все, весь мир, единогласно!» И всё же позиция наших соперников выглядит слабовато, и шита белыми нитками, поскольку общечеловеческие и принятые всеми основы гуманизма и равенства явно нарушены. Один-ноль, удача с нами!
На четвертый вопрос я могу ответить, как бывший чиновник от спорта, что подходы к вопросам подготовки олимпийцев одинаковы во всех странах, всерьез желающих иметь чемпионов. Есть виды спорта, скажем, прыжки на лыжах с трамплина или керлинг, где химия не нужна. Но в тех видах, где нужна сила и выносливость, без нее не обойтись. Можно использовать разные препараты и методики, не столь явные, как раньше, но отказаться совсем, значить проиграть. Так было раньше, и вряд ли, изменилось сейчас. Если мы говорим о престиже страны, то значит присоединяем спорт к политике. И тут всупают в действие геополитический центры силы, а их, по сути, три: НАТО, Китай и Россия. Поскольку сейчас МОК, и созданное в 1999 году WADA полностью контролируются НАТО, то странно удивляться, и норвежским лыжникам- астматикам, и американцам, лечащим какие-то синдромы, ну и, естественно прессингу российского спорта. Словами тут не поможешь, поэтому очко не в нашу пользу, и пока, 1,5 на 2,5, нам не светит.
На коренной русский вопрос: «Что делать?», не может быть простого ответа. Надо разработать стратегию действий, а потом долгосрочные и краткосрочные программы. Чтобы пускаться тут в конкретные рассуждения, не хватает данных. Однако, для начала, надо ответить на три явных вопроса:
- Нужен ли олимпийский спорт высших достижений государству?
- Как купировать репутационный ущерб власти от спортивных скандалов и поражений?
- Достаточно ли в сегодняшней ситуации квалификации у спортивных руководителей?
Ох, как не прост на деле первый вопрос! Сразу хочется крикнуть: «Конечно, нужен, без высшего спорта, как без путеводной звезды!» НО, такой спорт для здоровья категорически не полезен! Причем как для физического, так и для психологического. Работая с ветеранами спорта, я это прочувствовал до самых печенок. Часть областного бюджета в девяностые годы на спорт, культуру и науку вместе взятые не превышала 1,5%. При таком скудном пайке всегда было морально сложно оставлять без денег детскую спортшколу, для обеспечения подготовки олимпийца, при это все знали, что он, дай Бог, войдет в тридцатку лучших. Были случаи, когда в олимпийскую сборную попадали не те, кто занял первое место на отборочных, а те, у кого хороший спонсор. Словом, большой спорт- большие деньги. Может быть и надо оставить это дело частному капиталу? Не знаю.
На второй вопрос ответить проще: чтобы уменьшить ущерб, надо действовать решительно! Народ, на мой взгляд, поймет, если мы откажемся от олимпийского спорта в пользу массовой физкультуры, учитывая, что, скажем, футбольные и хоккейный чемпионаты не очень подконтрольны WADA, и за них мы поборемся. А насчет олимпиады объяснить, что враги захватили господствующие высоты, и тягаться с ними, это как честному человеку играть с шулером. При этом, разумеется, надо сделать наш отказ как можно более болезненным для врагов: не платить взносы, не заключать контракты, пакостить на каждом углу. Приятным для народа будет и упразднение спортивных чиновников с их бешеными доходами, высвобождение миллиардных средств для простых людей и т. д. Такое всегда нравится. А кто хочет на Олимпиаду, пожалуйста за счет спонсоров.
На третий вопрос ответ очевиден: «Нет, недостаточно квалификации!» Ни Мутко, делавший карьеру по партийной линии, ни Колобков, вышедший из большого спорта, не годятся. Я не владею достаточной информацией, чтобы оценивать их качества и способности. Возможно, в мирное время они бы вполне сгодились. Но нам объявлена война, и во главу должны стать профессионалы из спец. служб, и методы борьбы за восстановление утраченного влияния на руководство мирового спорта должны быть самые
разные, как говориться, ассиметричные. Что не отрицает гражданского лица на первом месте, как ширмы. Так что, надежда, как всегда, есть.