Найти тему

Подводная лодка "Комсомолец". Следствие приостановлено. Забудьте!

Оглавление

7 апреля 2020 года исполняется тридцать один год с момента гибели в водах Норвежского моря атомной подводной лодки (АПЛ) К-278 «Комсомолец». Из 69 человек, находившихся на её борту, 42 человека погибли. Эта трагедия потрясла не только наших сограждан, но и вызвала сочувствие и глубокие соболезнования жителей многих стран. Сегодня мало кто не слышал об этой трагедии. А многие ли знают о результатах её расследования?

При написании этой статьи использованы материалы из книг:

  • адмирала флота В.Н.Чернавина «Атомный подводный»;
  • вице-адмирала Е.Д.Чернова «Тайны подводных катастроф»;
  • вице-адмирала В.Д.Рязанцева «В кильватерном строю за смертью», и его статьи «Ответ адмиралу запаса Ерофееву О.А. и всем, кто считает себя военным моряком-профессионалом»;
  • генерал-лейтенанта юстиции Б.С.Попова «На службе в военной прокуратуре»;
  • главного конструктора АПЛ Д.А.Романова «Трагедия атомной подводной лодки «Комсомолец»,

Законы должны иметь для всех одинаковый смысл - Шарль Луи Монтескье

Правительственная комиссия

По рассмотрению обстоятельств аварии и гибели членов 604 экипажа и АПЛ К-278 7 апреля 1989 г. была назначена Правительственная комиссия. При комиссии была создана рабочая группа из восьми секций, в которую вошли представители ВМФ и промышленности.

Через год, 16 апреля 1990 г., Правительственная комиссия свою работу закончила. В заключительном акте комиссии было отмечено, что :

АПЛ К-278 вышла на боевую службу в исправном состоянии; по уровню боевой подготовки, техническому состоянию К-278 с 604-м экипажем соответствовала требованиям, предъявляемым к кораблям сил постоянной готовности. В экипаже поддерживались твердый уставной порядок и воинская дисциплина.
Личный состав в ходе борьбы за живучесть проявил мужество, однако в сложившейся обстановке спасти корабль не удалось.
В ходе расследования причин и обстоятельств гибели АПЛ установлено, что она была оснащена отдельными видами серийного оборудования, разработанными в 1970-х гг., недостаточно надежными по пожарной безопасности, малоэффективными в условиях повышенного давления в отсеках типовыми средствами пожаротушения, а также недостаточно совершенными спасательными средствами.
На АПЛ было применено большое количество горючих материалов, имелись конструктивные недостатки в средствах обеспечения жизнедеятельности личного состава в аварийной ситуации. Ненадежной оказалась система внутренней корабельной связи.
В действиях экипажа в процессе борьбы за живучесть были допущены и ошибки, особенно в использовании спасательных средств.

Переводя на простой язык в акте сказано, что корабль погиб из-за конструктивных недостатков, заложенных в проект ЦКБМТ «Рубин»

В сентябре того же года сообщение Правительственной комиссии было опубликовано в средствах массовой информации. Однако:

«Из этого официального документа не стали ясны ни обстоятельства, ни причины, ни виновные или хотя бы причастные к катастрофе должностные лица флота. Полный текст Акта комиссии опубликован не был, но и он не содержал ответов на вопросы, которые уже тогда должны были определить адекватные меры». (Вице-адмирал Е.Д.Чернов)

(Чтобы читатели поняли причем здесь заслуженный подводник СССР Герой СССР вице-адмирал Е.Д.Чернов привожу слова вице-адмирала В.Д.Рязанцева: "Кто лучше всех знал на Северном флоте устройство АПЛ К-278 «Комсомолец», уровень подготовки 1 и 2 экипажей? Вице-адмирал Е.Д. Чернов. Кто лучше всех знал подготовленность тех лиц, которые после ухода Е.Д. Чернова заняли должности в штабе 1 флотилии? Е.Д. Чернов. Кто проанализировал, исследовал и обобщил общий объем информации о катастрофе АПЛ «Комсомолец»? Е.Д. Чернов вместе с конструктором Д. А.  Романовым".)

Предварительное следствие

Через два дня после трагедии, 9 апреля 1989 г., военным прокурором Северного флота было возбуждено уголовное дело и начато предварительное расследование причин случившегося по признакам преступления, предусмотренного ст.260-1 УК РСФСР (злоупотребление властью, превышение власти и халатное отношение к службе).

«Следствие проводилось в условиях обозначившегося с первых же дней после катастрофы противостояния позиций представителей ВМФ, с одной стороны, проектировщиков и строителей лодки - с другой стороны, относительно причин гибели корабля и 42 членов экипажа». (Генерал-лейтенант юстиции Б.С.Попов)

22 мая 1990 г. уголовное дело было прекращено за отсутствием состава преступления!

Лживый диагноз?

Вот как о работе Правительственной комиссии отозвался бывший командующий флотилией, в состав которой входила АПЛ "Комсомолец":

«Действия высшего командования ВМФ свидетельствовали о желании не допустить объективного расследования причин и обстоятельств катастрофы, что явно противоречило подлинным интересам ВМФ. Стало ясно, что его руководители используют свое служебное положение, власть и авторитет занимаемых высоких должностей и воинских званий во зло Флоту, с целью сокрытия истинных причин аварий и катастроф от плавсостава ВМФ, т. к. они сами причастны к причинам их породившим своею некомпетентностью, халатностью и волюнтаризмом». (Вице-адмирал Е.Д.Чернов)

О невозможности снизить аварийность не устранив ее причины говорил и один из экспертов при расследовании катастрофы атомной подводной лодки К-141 «Курск» в августе 2000г. вице-адмирал В.Д.Рязанцев:

«Комиссия по расследованию катастрофы (АПЛ "Комсомолец" - авт.) не ответила на вопросы о том, почему возник пожар, почему экипаж не справился с этим пожаром, почему моряки оказались в ледяной воде Норвежского моря без средств спасения? »

«Известно, что прежде, чем лечить болезнь, надо поставить правильный диагноз. Главный штаб ВМФ, руководители флотов, объединений и соединений кораблей, каждый на своем посту, всеми силами пытаются извратить «диагноз» такого тяжкого заболевания, как «аварийность кораблей ВМФ», защищают свои методы и способы лечения этого «заболевания». Это не приносит «выздоровления больного организма ВМФ», потому что «диагноз» лживый, и «лечение, согласно лживого диагноза» никакой пользы не приносит».

После прекращения уголовного дела в Главную военную прокуратуру обратилась не согласная с этим решением группа депутатов Верховного Совета СССР, судостроителей, офицеров-подводников и членов семей погибших подводников «Комсомольца» с представлением о возобновлении расследования причин и обстоятельств трагедии в Норвежском море.

Изучив вопрос, 12 декабря 1990 г. Главный военный прокурор отменил постановление о прекращении дела по факту катастрофы К-278 в связи с вновь открывшимися обстоятельствами, а 25 марта 1991 г. предварительное следствие было возобновлено. Дело было передано старшему следователю по особо важным делам при Главном военном прокуроре майору Целовальникову Г.В., который возглавил следственную группу.

Комиссионная судебно-техническая экспертиза

Теперь на вопросы следствия должны были дать ответы не отдельные эксперты, а комиссионная ( т. е. проводимая комиссией, а не отдельным экспертом) судебно-техническая экспертиза. Состав судебно-технической экспертизы был согласован с высшим командованием ВМФ. Экспертам предстояло оценить качество подготовки экипажа к борьбе за живучесть и фактические действия при борьбе за живучесть в конкретной аварийной обстановке.

«В состав комиссии экспертов отобрали специалистов по планированию, организации, методике боевой подготовки экипажей подводных лодок: офицеров штабов плавающих соединений, имевших большой стаж и опыт работы. На роль экспертов пригласили и профессионалов-подводников, обладавших значительным опытом службы в инженерных должностях не только на подводных лодках, но и в электромеханических службах (ЭМС) плавающих соединений и объединений АПЛ. Им предстояло оценить качество подготовки экипажа к борьбе за живучесть и фактических действий при борьбе за живучесть в конкретной аварийной обстановке». (Вице-адмирал Е.Д.Чернов)

Следствие приостановлено. Забудьте!

Почти восемь лет длилось расследование. 25 декабря 1997 г истекал срок предварительного следствия по факту катастрофы «Комсомольца». К этому моменту в выводах по результатам проведенных экспертиз уже говорилось и о причинах, приведших к катастрофе, и о должностных лицах, причастных к ней. Приближалось время "платить по счетам".

«Однако нет предела изобретательности и ловкости некоторых защитников флотских мундиров!

Теперь в качестве последнего и откровенно фальшивого, на профессиональный взгляд, козыря ими была выдвинута абсурдная версия «взрывов в VII отсеке». По замыслу причастных к катастрофе лиц, слабым местом предварительного следствия является якобы не расследованная версия «взрывов в VII отсеке», в результате которых в отсек якобы поступило большое количество забортной воды, что привело к быстрому затоплению АПЛ и не позволило экипажу приготовить средства спасения». (Вице-адмирал Е.Д.Чернов)

Из книги генерала-лейтенанта юстиции Б.С.Попова:

«Осталось подтвердить или опровергнуть выдвинутую в конце следствия версию одного из должностных лиц ВМФ, причастных к направлению в море потерявшего линейность 604-го экипажа, о том, что лодка утонула "из-за образовавшегося в нижней части ее кормы разрушения прочного корпуса в результате взрывов".

Обследование нижней части АПЛ в районе кормы без подъема всего затонувшего корабля было технически невозможным. Планировавшийся сразу после катастрофы подъем лодки, находящейся на дне Норвежского моря на глубине 1655 метров, был отложен на неопределенное время. С учетом этого следователь принял, и Шеин В.С. ( нач.отдела расследования особо важных уголовных дел Главной военной прокуратуры - авт.) поддержал решение о приостановлении предварительного следствия, о чем было вынесено мотивированное постановление».

АПЛ на дне. Яндекс. Картинки.
АПЛ на дне. Яндекс. Картинки.

Мотивированное постановление

Далее в своей книге Б.С.Попов несколько раскрывает содержание постановления.

«В нем (в постановлении – авт.) со ссылками на конкретные листы дела дан подробный анализ собранных по делу доказательств, в том числе Акта правительственной комиссии и заключений проведенных по делу экспертиз. Кроме того, приведены результаты проверки версий о наличии или отсутствии нарушений на всех этапах от проектирования до гибели подводной лодки. И в соответствии с законом дана оценка этих доказательств».

А вот и основные результаты следствия:

«По результатам работы, в постановлении, в частности, указано:

  • конструктивное исполнение устройств и систем лодки не явилось причиной гибели ее и экипажа;
  • нарушение требований руководящих документов ВМФ по боевой подготовке привело к тому, что 28 февраля 1989 года в море был направлен потерявший свою линейность 604-й экипаж;
  • недостаточная подготовленность экипажа явилась следствием систематических нарушений рядом должностных лиц ВМФ требований руководящих документов, регламентирующих правила подготовки экипажей подводных лодок, и отсутствием должного контроля за ходом и результатами боевой подготовки;
  • вследствие недостаточной подготовки главный командный пункт и другие члены 604-го экипажа при аварии 7 апреля 1989 года не обеспечили решение главных задач при пожаре, поступлении воздуха высокого давления и воды внутрь прочного корпуса лодки и при спасении личного состава экипажа, что способствовало гибели лодки и большей части ее экипаж».

Явно виден конфликт с актом Правительственной комиссии.

Представление руководителя следственной группы

26 января 1998 г. руководитель следственной группы Главной военной прокуратуры полковник юстиции Целовальников Г.В., основываясь на результатах проведенного расследования направил Главнокомандующему ВМФ ( к тому моменту им был адмирал флота Куроедов В.И.) представление об устранении причин и условий, способствовавших катастрофе АПЛ К-278.

Вот что пишет об этом Б.С.Попов.

«В резюмирующей части было всего три пункта.

Первое - рассмотреть представление с участием лиц, ответственных за боевую подготовку в ВМФ.

Второе - принять меры к обеспечению надлежащего уровня боевой подготовки экипажей подводных лодок.

Третье - за допущенные отступления от требований действующих руководящих документов при подготовке подводной лодки К-278 к выходу в море, способствовавших катастрофе корабля, рассмотреть вопрос об ответственности командующего Северным флотом адмирала Ерофеева О.А. и начальника 24-го НИИ МО РФ контр-адмирала Шкирятова О.Т. »

"Вопрос об ответственности других лиц, - говорилось в представлении, - не ставится в связи с их увольнением с военной службы.

По решению главкома ВМФ адмирала флота Куроедова В.И., представление было изучено сначала на рабочем совещании в штабе российского флота, а 20 апреля 1998 года стало предметом детального рассмотрения на Военно-техническом совете ВМФ с участием начальника Следственного управления ГВП генерал-майора Шеина В.С.».

А вот что написано о результатах расследования в книге вице-адмирала Е.Д.Чернова:

«Так закончилось дело о катастрофе лучшего в мире подводного многоцелевого крейсера, длившееся в течение девяти лет.

Связанные круговой порукой причастные к катастрофе должностные лица: адмирал флота В. Н. Чернавин — главком ВМФ, адмирал флота К. В. Макаров — начальник главного штаба ВМФ, вице-адмирал В. В. Зайцев — начальник главного управления эксплуатации и ремонта ВМФ, вице-адмирал В. В. Кузьмин — начальник Боевой подготовки ВМФ, а также их подчиненные на Северном флоте привычно дезинформировали Главную военную прокуратуру. <…>

И им удалось, несмотря на полную ясность и доказанность предпосылок, причин и обстоятельств аварии и катастрофы К-278, а также гибели большей части экипажа и прикомандированных на поход подводников, ускользнуть от судебного разбирательства и отвести от ответственности непосредственных виновников чрезвычайного происшествия. Спасая этих чиновников от флота, замаскировавшихся под адмиралов, Генеральная прокуратура, выполняя чью-то волю, остановила следственную группу за шаг до финиша многолетнего следственного марафона. Уволив их в запас или в отставку, а особо выдающихся возведя в ранг действующих главных военно-морских специалистов (вероятно, по развалу ВМФ?), нынешний Главнокомандующий ВМФ (2002 г.)поставил на этом деле точку» (Вице-адмирал Е.Д.Чернов)

Но дело на этом не закончилось.

« 27 сентября 2002 года постановление объемом около ста листов(объем дела более 40 томов -авт.) о приостановлении предварительного следствия, вынесенное Целовальниковым Г.В., в Главной военной прокуратуре было отменено с одновременным принятием решения о приостановлении (?!) предварительного следствия по тем же основаниям, но в иной редакции и без ссылки на доказательства. Объем нового постановления составил четыре листа» . (Генерал-лейтенант юстиции Б.С.Попов)

Но это уже другая история.

Надеюсь на новую встречу на канале.