Найти тему
Elen-glish

Нужен ли детям второй иностранный язык в школе?

Сейчас всё чаще родители стараются отдать своих малышей в те школы, где изучают два иностранных языка. Давайте разбираться, нужно ли это?

Пару слов о себе: полиглот, лингвист, бывший преподаватель английского языка.

Как правило в таких школах дети учат второй иностранный язык в средних классах. Если утрировать, то алгоритм такой:

- ребёнок приходит в школу, зная родной язык (зная буквы, умея читать и писать, ведь такие требования сейчас к дошколятам);
- во втором классе ребёнок начинает изучать свой первый иностранный язык;
- во втором классе ребёнок начинает изучать второй иностранный язык.

В теории всё замечательно, есть разница во времени между изучаемыми языками, занятия будут вписаны в общую программу, т.е. не придётся заниматься в неудобное время, когда ребёнок устанет от школы, система будет разработана, так что не придётся мучиться выбором репетиторов/языковых школ... но это в теории.

На практике, как полиглота, родителя и бывшего преподавателя, меня лично смущают следующие нюансы этой благозвучной идеи:

1. как и без того перегруженные дети будут справляться с ещё одной нагрузкой? Ведь нагрузка по изучению иностранного языка всегда не из лёгких. Когда преподавала английский на курсах, то сталкивалась с детьми, у которых начинались серьёзные проблемы со здоровьем из-за того, что их родители из лучших побуждений уплотняли им график послешкольных развивашек так, что и вздохнуть было некогда. Но одно дело, когда есть выбор и в любой момент можно бросить очередную новомодную развивашку, а другое дело, когда ребёнок ходит в школу, где дополнительная нагрузка становится обязательной.

Стоит ли здоровье ребёнка "понтов" родителей?

2. зачем идти в школу, где преподают второй язык без права выбора языка? Если внимательно посмотреть на школы, в которых преподают 2 иностранных, то станет заметно, что там нет выбора второго языка. Чаще всего первый язык - это английский, а второй - немецкий (или французский, в зависимости от того, какие учителя есть в школе). А нужен ли именно этот второй язык?

В школе будет фиксированная программа и язык без выбора, если выбор будет, то он будет крайне ограниченным... а если, когда ребёнок вырастет и осознает потребность в каком-то языке, он пойдёт на курсы/к репетитору, то у него будет право выбора и языка, и формата обучения, и педагога и программа будет уже нацелена на результат, а не на оценки для школьной отчётности.

3. кто и как будет преподавать эти вторые языки? В школах и на первый иностранный не хватает кадров.

4. расписание школьников и так "забито", как технически будут добавлять второй иностранный? Плюсом к имеющимся предметам или за счёт сокращения каких-то других дисциплин? Этот вопрос в разных школах решается по-разному, но, почему-то, родителей он обычно не волнует.

5. зачем нужен второй иностранный, если и первый иностранный в школах учится с трудом?