702. ЮРИЙ КАРА, «ВОРЫ В ЗАКОНЕ», 1988
Тут, конечно, дело особенное: этот фильм я знаю наизусть и думаю, что многие парни и девки моего поколения хорошо его помнят. Отношусь я к картине как к несомненному шедевру перестроечного кино; да и вообще стоит заметить, что у Юрия Кары в конце 80-х пошла карта: он ведь тогда еще и «Завтра была война» снял. А «Воры в законе» это, друзья мои, по Фазилю Искандеру, и хоть он там и заявлен в титрах, но все же никакого иронично-оптимистичного духа, коим пропитаны его нетленки «Чегемская Кармен» и «Бармен Адгур» здесь и не валялось — кино грустное, я не скажу: страшное, но местами все же шокирует. Замечу кстати, что потом Кара снял по Искандеру «Пиры Валтасара», но это уж совсем ни в какие ворота не полезло — не тот там был дядя Сандро, да и все остальные не те.
Ну ладно. Буду исходить из того, что вы этот фильм помните. Если же нет — очень рекомендую, он бодрый. А поскольку кое-какой эпизод из фильма среди моих друзей стал притчей во языцех, то я расскажу о нем. Речь идет, разумеется, о сцене, когда благородные бандиты поймали неблагородного Кукольника (Амаяк Акопян), приковали его в гараже наручниками к батарее, врубили в машине движок да и ушли. Кукольник меж тем нашел пилу и попробовал пилить батарею. Не получилось. Он попробовал пилить наручники. Не получилось. Тогда он горько заплакал и стал пилить себе руку. И вот следующий кадр: снаружи на дверях гаража висячий замок. А Кукольник пилит и плачет, плачет и пилит…
Когда мы с друзьями встречались на новогодних праздниках, то опять зачем-то вспомнили этот эпизод. И тут Серега выдвинул нетривиальную идею. Ведь Кукольник, когда отпилит себе руку, может забраться в автомобиль и дать по газам и выбить дверь. Но если без шуток, то сия сцена слегка выбивается из общей атмосферы фильма (стоит ли говорить о том, что в романе Искандера на нее даже намека нет!) и делает его отчасти чернушным.
А мой любимый эпизод — с Зиновием Гердтом. Вот там почти все взято из Искандера. Юрий Кара прекрасно обработал один его абзац, и адвокат в исполнении Гердта двинул такое мощное слово, что в суде у всех челюсть отвисла. Ну на минуту-две буквально эпизод, а как сыграно, блин!!!! Вот что значит старая гвардия!
Стоит ли говорить о прекрасной Анне Самохиной? Разумеется, стоит. Ну офигенная ведь по красоте актриса! В роль коренной абхазки она вписалась просто чудесно и вполне потянула на Кармен, на роковую женщину, любовницу самого главного в городке мафиози (Валентин Гафт тоже не лыком шит!).
Вот такие фильмы я смотрел в детстве и ничуть не жалею. Примерно так. Погодите, я еще про «Маленькую Веру» напишу!