Найти в Дзене
Про жизнь

Показуха, а по-новому - пиар-компания

Давка на МЦД в первые дни
Давка на МЦД в первые дни

Очковтирательство и показуха. Это когда подчиненные, бойко отчитываясь пред начальником, «впаривают» ему заведомо ложную информацию об их успехах. Короче говоря, «подставляют» своего шефа, хотя чаще всего он сам, догадываясь об этой «липе», делает вид, что верит своим подчиненным. В конце концов, публичное признание этих «успехов» означает такую же публичную демонстрацию эффективности его руководства, а это всегда приятно и настраивает на оптимистический лад. Показуху обычно связывают с брежневским застоем, когда стареющие партийные вожди услаждали свою комфортную властную дремоту парадно-победными реляциями об успехах союзных и областных начальников, в выполнении решений Пленумов и съездов.

Нынешняя показуха стала намного масштабней брежневского периода страна и еще более неприглядной. Тогда стана, хоть и медленно, но все-таки двигалась вперед. А в постсоветские десятилетия сначала «круто» откатывалась назад, затем также «круто» стала топтаться на месте вот уже многие годы. Имитацию такого движения как раз и стала заменять показуха. Впрочем, заменим этот устаревший «совковый» термин на современное определение – пиар-компании, рассчитанные на чисто пропагандистский эффект, то есть развешивание лапши на уши доверчивым обывателям. Перейдем к конкретным примерам.

21 ноября с.г. телезрителей всех официальных новостных программ оглушили репортажами о торжественном открытии МЦД – московских центральных диаметров, то есть электропоездов, следующих «сквозным маршрутом» через центр столицы с пересадками на метро и кольцевую московскую железнодорожную линию. Для жителей Московской области действительно удобно. Хотя такие маршруты использовались и ранее, правда, в единичном, а не регулярном порядке.

На Белорусский вокзал, где проходила эта церемония, прибыло высокое начальство – сам Президент, мэр Москвы, губернатор Московской области, Глава ОАО «РЖД» и министр транспорта. Участники церемонии, включая Президента, восхищались новым транспортным маршрутом, отмечая его уникальность и удобство для пассажиров. Звучали громкие похвалы и такие же громкие поздравления. Мэр Москва с гордостью заявил, что это маршрут был открыт в рекордный срок и что даже в Великобритании на подобное времени потребовалось на порядок больше. Словом, выдающееся достижение.

В телерепортажах о церемонии журналисты буквально захлебывались от восторга. Расписывая преимущества нового маршрута, камеры подробно «рассматривали» инновационные поезда «Иволга», специально предназначенными для обслуживания МЦД. Словом, «гром победы раздавайся». Но раздавался он только для высокого руководства и на и доверчивых телезрителей нестоличных регионов. Москвичи и жители области, для кого был предназначен новый маршрут, мучились в очередях и давке, чертыхаясь и проклиная его организаторов.

Сбои графика поездов, их часовые задержки, выход из строя «электронки», заблокированные турникеты и толпы уставших от ожидания, раздраженных и озлобленных людей, вынужденных с риском для здоровья толкаться на маленьких пересадочных площадках. Тысячи пассажиров, воспользовавшихся новым маршрутом, намного, часа на полтора, на два опоздали на работу. Что и понятно: разрекламированные «Иволги» оказались вопреки обещанному менее вместительными, чем обычные электрички. «Незавершенка» подземных и наземных переходов. Крайне узкие и неудобные, да к тому же деревянные настилы, не дающие достаточного времени для перехода светофоры. Отсутствие лифтов для инвалидов и пожилых людей, которые применяются на таких маршрутах во многих странах.

Перечень подобных недоделок и недаработок можно продолжить Их результатом стал фактический транспортный коллапс. Чтобы хоть как-то нормализовать ситуацию, проезд по МЦД на время объявили даже бесплатным. Но это вынужденное благодеяние властей мало кого успокоило. В социальных сетях – лавина эмоциональных высказываний.

Короче, запустили МЦД без необходимой подготовки, состыковки и «тестирования» различных систем. Чиновникам надо было как можно быстрее и громче «отчитаться», отрапортовать Президенту о вводе в строй «уникального транспортного проекта», получить его похвалу и одобрение. А заодно и лишний раз «попиарить» себя в средствах массовой информации на фоне сидящего или стоящего рядом национального лидера. Лучшей награды, а, точнее, толчка для дальнейшего продвижения по служебной лестнице, такое «стояние» или «сидение» для руководителей областного или даже федерального звена быть не может.

По большому счету, за такую «показуху» надо наказывать и снимать со своих постов. Даже при «позднем» Брежневе делали это, осаживая угодливых подчиненных, явно и неумело пускавших пыль в глаза высокому руководству. В нынешней России за такие мелочи не наказывают. Напротив, поощряют громкими и незаслуженные похвалами, если, конечно, сумели угодить этому высокому руководству. Но даже если потом ему все-таки доложат о реальной ситуации, организаторов показухи в лучшем случае мягко пожурят за излишнее усердие, фактически благословляя их на подвиги подобного рода в будущем. Безответственность давно уже стала краеугольным принципом работы нынешнего чиновничьего аппарата, что, без сомнения, может подтвердить любой, кто сталкивался с ним в реальной жизни.

Project: SuzhdeniaAuthor: Тиксин В.

Книга "Мы всё ещё русские" здесь