Часто прошлое тяжелым грузом лежит на душе человека и вызывает неприятные воспоминания. С помощью техники «Изменение личной истории» можно изменить не только прошлое, но и будущее.
Цель этой техники — стирание из личной истории повторяющегося негативного чувства или состояния.
Прошлое уже произошло. Изменить его мы не можем, но, к счастью, нам по силам переписать воспоминания, немного «подправить» их так, чтобы они служили нам источником мудрости. Наши воспоминания — своеобразный набор видеофильмов, которые мы просматриваем время от времени.
Если человек однотипно реагировал на ряд неприятных ситуаций, то он будет и в будущем реагировать подобным образом. А раз наше прошлое – всего лишь фильм, то его можно переписать. А если мы подкорректируем всю цепочку однотипных «триггеров» и перепрограммируем сценарии поведения в похожих ситуациях, то не только очистим прошлое от негативных эмоций, но и дадим себе толчок вперед.
Основные тезисы, лежащие в основе техники:
1. В нашей голове есть «машина времени», с помощью которой мы можем путешествовать в свое прошлое и воображаемое будущее.
2. И прошлое, и будущее субъективны. Мы можем по-разному воспоминать об одном и том же событии, воспринимая его как «ужасное», «терпимое» или «поучительное». Даже самые счастливые моменты могут стать самыми грустными воспоминаниями...
3. Наше «прошлое» – это набор видео- и аудио-файлов, которые вполне можно изменить, и тогда события, которые прежде вызывали тягостные чувства, утратят значительную часть своих негативных свойств.
4. Ресурсы, необходимые для более преодоления сложных жизненных ситуаций, мы часто берем из своего прошлого. Например, вспоминаем свои победы.
Алгоритм техники
1. Вхождение в негативную ситуацию (переживание негативного чувства и их якорение)
Вспомните какую-то негативную ситуацию и сильное отрицательное чувство, которое ей сопутствовало (стыд, страх, вину, недовольство собой, тоску, отчаяние). Войдите в эту ситуацию, прочувствуйте и зафиксируйте в своем подсознании неприятное чувство. Затем вернитесь в настоящее.
2. Нахождение подобных негативных чувств в прошлом
Теперь позвольте вашему подсознанию показать вам ситуации, в которых вы и раньше испытывали подобные негативные чувства. Найдите 5 таких ситуаций.
Находим первичный (или наиболее яркий) случай в прошлом, с которым будем работать.
3. Поиск подходящего ресурса
Как вы думаете, каких ресурсов (качеств) не хватало тому ребенку (вам), чтобы он успешно решил ту ситуацию, вышел из нее победителем (без неприятных чувств)? Ищем подходящий ресурс (чувство безопасности, уверенности, спокойствие, радость, ощущение любви...).
4. Вхождение в ситуацию, где такой ресурс присутствовал
Подумайте о ситуации, когда у вас была такой ресурс, например, уверенность. Войдите в нее, почувствуйте себя в ней (якорение).
Ощутите, как это приятно, чувствовать себя (уверенным).
5. Сталкивание якорей: передача «ребенку» ресурсного чувства
Теперь подумайте о той неприятной ситуации в детстве...А если бы дали это чувство ребенку, он бы справился бы с ситуацией? Если нет, то ищем другой ресурс.
Мысленно вернитесь в прошлое (в начальный момент формирования негативного состояния) и посмотрите на себя, на того ребенка, как бы со стороны в тот момент, когда ситуация еще не начала развиваться по негативному сценарию...Вы не можете, сегодня, из будущего предотвратить ту ситуацию, но, тем не менее, можете дать ребенку нужный ресурс, чтобы он справился с ситуацией. Представьте себя сегодняшним взрослым, подойдите к ребенку и скажите, что вы из будущего, успокойте его и передайте ему свое чувство (например, уверенность) и посмотрите, как теперь он будет действовать в той ситуации, имея ресурс...
Теперь мысленно войдите в этого ребенка и уже его глазами, переживите тот неприятный случай, уже имея в себе положительный ресурс.
А теперь снова растождествитесь, подойдите к ребенку как взрослый и скажите ему, что теперь у него всегда будет это ресурсное состояние. И чем старше он будет становится, тем больше в нем будет расти чувство уверенности.
Проработайте подобным образом все негативные ситуации, включая последнюю.