Всем привет! Прошлая статья в формате истории картин вроде бы вам понравилась, так что давайте продолжим разбирать с точки зрения искусства знаменитые полотна века двадцатого!
Не понимая творца - не поймёшь работы
Вы же наверняка слышали это выражение? Я придерживаюсь той же позиции при анализе творчества любого из созидателей. Так что давайте вспомним, каков был Сальвадор Дали в далёком тысяча девятьсот тридцать первом году.
В тот момент Сальвадору было двадцать семь лет. Он недавно открыл для себя движение сюрреалистов и уже встретил главную женщину своей жизни. Позади - несколько персональных выставок, знакомство с Пикассо, ссора с отцом, впереди - слава и богатство, в которых Дали не сомневался. И вот, однажды, буквально за несколько часов, пока Гала была в кинотеатре с друзьями, Дали создаёт картину, которая войдёт в историю как самое его известное творение.
Постоянство памяти?
Что мы видим на этой небольшой картине размером 24х33 сантиметра? Давайте посмотрим на фон. А там расположился незыблемый пейзаж каталонского побережья с видом на мыс Креус. А само действие разворачивается уже новыми слоями. Так на картине появилась сухая олива и знаменитые текучие часы, созданные под впечатлением от камамбера, которым Дали ужинал накануне с Галой. Давайте взглядом пройдёмся слева снизу направо вверх, как привычно нашему взгляду. И по пути мы увидим ещё одни часы на ярком ребре геометрически правильного камня, в нижней части мы натыкаемся на нечто похожее на голову с длинными ресницами, поверх которой расплавились ещё одни часы. Завершаем мы путешествие взгляда на залитых солнцем скалах.
Достаточно пустынный пейзаж, с несколькими явными акцентами и тревожной цветовой гаммой, выполненной преимущественно в коричневых и бежевых тонах. Но вот взгляд при повторном просмотре цепляется за детали, которые сначала и не замечаются. В левом нижнем углу муравьи пожирают бронзовый циферблат времени настоящего. В системе символов Дали муравьи всегда означают разложение, поэтому данную часть достоверно интерпретировать проще всего. Рядом стекают расплавленные позолоченные часы, на которых удобно примостилась муха.
«Сон это и есть смерть или по меньшей мере это исключение из реальности, или, что еще лучше, это смерть самой реальности, которая точно так же умирает во время любовного акта»
Так говорил Сальвадор Дали о сне, и именно спящую голову расплавил на картине, набросив сверху текучее время в виде расплавленных часов. Быть может, ему хотелось скрыться от своей мигрени и "перемотать" время при помощи сна, чтобы скорее избавиться от недуга.
"Здесь, в скальном граните воплощен наиважнейший принцип моей теории параноидальных метаморфоз… Это застывшие, вздыбленные взрывом облака во всех своих бесчисленных ипостасях, все новых и новых — стоит лишь чуть изменить угол зрения "
Так говорил Дали об одном из самых частых сюжетов своих картин - пейзаже родного края, на котором в данном случае он разместил море, незыблемые скалы и яйцо - символ жизни и перерождения.
И что же у нас осталось из не рассмотренного на холсте? Самый запоминающийся его фрагмент - олива с часами на фоне зеркала и моря. Олива в интерпретации является символом греческой философской мысли, которая уже отмерла и поддерживает на своей засохшей ветви время, которое течёт и изменяется.
Ну что, давайте завершать изучение Постоянства памяти с его относительностью времени. Про это полотно рассуждал не один десяток искусствоведов, поэтому если у вас появится желание глубже окунуться в смыслы и символы Дали - у вас полно источников для изучения ;)
Вместо послесловия
Надеюсь, мне удалось хотя бы малость рассказать вам о том, как создавалось одно из самых известных полотен Сальвадора Дали и что, по мнение искусствоведов он пытался выразить на нём. А вы что думаете об этой картине? Расскажите в комментариях!
Ну а пока ставьте лайки и подписывайтесь на канал, мне очень важна ваша обратная связь. Оставляйте комментарии, если есть какие-либо пожелания по тому о чём вам захочется спросить или почитать, а я постараюсь представить в ответ ещё не один интересный материал!