Найти тему
Casus Belli

Одно из самых опасных судов, построенных для правительства Соединенных Штатов

Оглавление

Начало здесь

Часть IV. 50 долларов на буксировку

29 августа 1869 года Робсон и Халстед подписали контракт, по которому флот приобретал лодку за 50 000 долларов: 12 500 долларов выплачивались сразу, ещё столько же – по завершении испытаний, а последние 25 000 долларов за передачу секретов и изобретений Халстед мог получить только после одобрения Конгресса.

30 августа 1869 года Главное управление вооружения ВМФ США (Bureau of Ordnance) выплатило Халстеду первую сумму в размере 12 500 долларов. 3 марта 1871 года он получил еще 50 долларов за буксировку судна на Бруклинскую верфь.

Поскольку лишь Халстед обладал всей полнотой знаний о конструкции лодки и способах ее применения, его присутствие на испытаниях было совершено необходимо. Увы, 2 июля 1871 года Халстед был убит. Убийцей стал Джордж Боттс, английский торговец углем к тому времени почти 20 лет проживавший в Ньюарке.

Ещё в 1868 году Халстед завел себе любовницу – довольно невзрачную 34-летнюю Мэри Уилсон, для которой снял комнату над салуном. Семья предпринимателя терпела эту связь, а вот бывший любовник мисс Уилсон – не вытерпел. В припадке ревности он застрелил Халстеда, тем самым перечеркнув все надежды, связанные с «Разумным китом».

Контр-адмирал Эдвард Август Инглфилд
Контр-адмирал Эдвард Август Инглфилд

По окончании Гражданской войны флот США надолго утратил интерес к подводным лодкам. Зато неожиданно «Разумным китом» заинтересовались… британские ВМС. 4 марта 1872 года контр-адмирал Эдвард Август Инглфилд, британский военно-морской атташе в Вашингтоне, посетил Нью-Йоркскую военно-морскую верфь, чтобы осмотреть лодку. Не имея на то официального разрешения, Инглфилд сделал это тайком. В своем письме в Адмиралтейство Инглфилд писал

«Я сделал множество заметок и набросков, но они вряд ли передадут всю информацию, которую я получил. Поэтому я сохраняю их для будущей службы».

-4

Наконец, в августе 1872 года ВМФ США решили провести приемочные испытания «Кита», каковые и состоялись 18 сентября того же года. Увы, выяснилось, им что в отсутствие Халстеда оборудование судна менее чем за год пришло в негодность: прокладки рассохлись, щели разошлись, винты заржавели. Приняв балласт, лодка начала погружение, и тут ее стало заливать водой. Экипаж «Кита» предпринял экстренное всплытие, и тут лодку затянуло под причальную стенку. К счастью, четкая организация службы на берегу позволила быстро освободить судно, и и выпустить экипаж. Пострадавших не было. Тем не менее, на основании этого опыта военно-морской комитет вынес обвинительный вердикт:

«Как практический инструмент ведения войны представленный аппарат бесполезен».

Наследникам Халстеда отказали в выплате вознаграждения, а «Разумный Кит» долгие десятилетия оставался на Бруклинской военно-морской верфи, где со временем приобрел зловещую и несправедливую репутацию.

Заброшенный "разумный кит"
Заброшенный "разумный кит"

Откуда же взялась легенда о многочисленных случаях гибели людей на испытаниях "Разумного кита"?

В 1875 году лейтенант ВМС США Ф.М.Барбер указал в составленном им обзоре развития подводных лодок того времени:

В ходе различных попыток использовать эту лодку она затонула четыре раза, уничтожив жизни тридцати двух из тридцати шести человек, составлявших четыре экипажа...

Барбер попросту перепутал "Разумного кита" с субмариной Конфедерации "Х. Л. Ханли", которая трижды тонула с потерей экипажей…

В октябре 1897 года газета «Нью-Йорк Таймс» назвала старую подводную лодку на Бруклинской военно-морской верфи «одним из самых опасных судов, построенных для правительства Соединенных Штатов…» С тех пор к «Разумному киту» приклеилась чужая дурная слава, причем совершенно незаслуженно, ведь на этой лодке за все время ее существования не погиб ни один человек.

Судно стало историческим курьезом. В 1968 году оно переехало с Бруклинской военно-морской верфи в Вашингтон. При этом его сохранность – потрясающая, уцелело все внутреннее оборудование, отсутствует только часть коленвала. С 15 апреля 1999 года «Разумный Кит» экспонируется в музее Национальной гвардии в Си-Гирт, штат Нью-Джерси.

Делитесь статьей и ставьте "пальцы вверх", если она вам понравилась.
Не забывайте подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала.

Начало здесь:

Часть I. "Подводное чудовище, утопившее четыре экипажа"

Часть II. Провал "Американской подводной компании"

Часть III. Как американский флот чуть было не купил первую подводную лодку

Часть IV. "Одно из самых опасных судов, построенных для правительства США"