Чиновники по всей стране запрещают школьникам пользоваться мобильными телефонами. Более 10 тысяч школ в России уже запретили использование мобильных телефонов во время занятий. По словам министра просвещения Ольги Васильевой, рекомендации выполнило каждое четвертое учебное заведение. На Урале мобильники оказались вне закона в подавляющем большинстве школ Свердловской и Курганской областей, а также Пермском крае. Народ сильно ломает.
«Сегодня у нас уже есть конкретные цифры: 10 628 школ — то есть примерно каждая четвертая — выполнили рекомендации и ограничили телефоны во время уроков», — рассказала Ольга Васильева. Согласно приведенным ей данным, в Северной Осетии, Ингушетии и Белгородской областях мобильные телефоны в классах запретили 100% школ. Кроме того, более половины школ запретили использование телефонов в Магаданской (53,3%), Кемеровской (67,3%), Курганской (50,9%), Свердловской (65,3%) областях, а также в Пермском крае (58,8%), республике Марий Эл (63,8%) и Удмуртской республике (60,9%). Васильева заверила, что «это абсолютно проверенные данные».
«Более того, три четверти опрошенных, и я с ними абсолютно солидарна, считают, что и педагоги должны ограничить использование телефонов во время процесса обучения… Мы будем продолжать настаивать на том, что мобильных телефонов на уроках быть не должно», — добавила министр.
Война мобильным телефонам в школах была объявлена Минпросвещения минувшим летом. На Общероссийском родительском собрании 30 августа глава ведомства Ольга Васильева рекомендовало ввести в школах запрет на использование сотовых телефонов. По словам министра, смартфоны абсолютно не нужны во время образовательного процесса. «Мы рекомендуем четко и жестко исключить использование мобильного телефона во время образовательного процесса», — отмечала Васильева.
По её мнению, использование гаджетов в школах должно быть сокращено до минимума. Исключение предполагается лишь для тех детей, кому постоянная связь необходима по состоянию здоровья. В ведомстве признались, что готовы к непониманию требований родителями и учениками. В то же время, обосновывая свои рекомендации, там приводят данные опросов, по которым большинство поддержало инициативу чиновников.
Позднее Роспотребнадзор, Минпросвещения, Рособрнадзор и Российская академия образования подготовили методические рекомендации о порядке использования мобильных устройств в школах. В частности, авторы документа предлагают переводить телефоны на беззвучный режим при входе в учебные заведения. Также разработчики считают, что школы при необходимости могут создавать места хранения мобильных телефонов учеников.
Запретить бумажные записки
У этой инициативы нашлось уже немало оппонентов. В их числе – руководитель общественной организации «Родительское собрание» Константин Долинин. Он полагает, что запрещать смартфоны как средство коммуникации бессмысленно.
«В те годы, когда я учился, смартфонов не было, однако на уроках бросали бумажные записки. Но ведь тогда никто ведь не поднимал вопрос о том, что необходимо во что бы то ни стало запретить записки», — пояснил Долинин.
Он убежден, что в современных условиях смартфон обеспечивает безопасность ребенка. Причем, по словам эксперта, речь идет как о физической, так и психологической безопасности учеников. Долинин напомнил, что львиная доля разбирательств и уголовных дел, связанных с избиением детей в школах, была инициирована именно на основании видеозаписей с мобильных телефонов.
«Кроме того, крайне важной представляется возможность постоянного нахождения ребенка на связи со своими родителями. Школьник в случае опасности имеет возможность позвонить своим близким. А также обратиться в спецслужбы – полицию, скорую помощь. Я искренне не понимаю, для чего лишать детей средства коммуникации, которое в отдельных ситуациях способно даже спасти жизнь», — заключил общественник.
Мешают или помогают?
Сторонники запрета телефонов часто ссылаются на исследование Лондонской школы экономики пятилетней давности, в котором прослежена корреляция между использованием мобильников и успеваемостью. Те, кто «сидят в телефоне», имели оценки в среднем на 6–7% ниже тех, кто не отвлекался на гаджеты.
Существуют и другие исследования, которые, в частности, показывают, что лишенные мобильников учащиеся ведут на 62% более подробные записи лекций, способны вспомнить потом больше информации, полученной в классе, соответственно, более успешны на экзаменах. Учёные из Чикагского университета даже установили, что и выключенный смартфон, лежащий на парте, всё равно отвлекает учащегося и снижает его способности.
Впрочем, у защитников телефонов есть свои аргументы. Один из них заключается в том, что изъятие мобильников во время занятий — шаг назад в образовании. Многие придерживаются мнения, что как раз их наряду с планшетами необходимо активнее использовать во время учебного процесса, проводить совместные исследования, использовать для поиска полезной информации.
Исследователи из Стэнфордского университета пришли к выводу, что можно успешно и эффективно использовать мобильники и планшеты в процессе преподавания, в том числе обучая грамотному их использованию вне школы. Появился даже специальный термин m-learning, который обозначает многоцелевое использование всевозможных гаджетов в образовательном процессе.
Выглядит это всё как попытка обратить болезнь на пользу пациенту.
Родители - против
Инициатором запрета мобильных телефонов в российских школах явилась «главный новатор РФ» – спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.
На заседании Совета при президенте РФ по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей она высказала мысль, что следует запретить ношение мобильных телефонов в школы, в частности, потому, что там нет необходимых для их хранения условий.
Половина россиян выступает против запрета смартфонов в школе, более 80% респондентов считают, что мобильный телефон необходим для постоянной связи с ребенком. Такие выводы следуют из данных опроса проекта Дети Mail.ru.
«Что касается возможного запрета смартфонов в школе, 43% родителей против такой идеи. Чуть меньше россиян — 38% — считают, что смартфоны можно запретить, однако использование кнопочных телефонов необходимо оставить. Против всех видов мобильных устройств выступил каждый десятый родитель — 12%», — говорится в материалах исследования. При этом 7% респондентов затруднились с ответом.
Опрос также показал, что 84% россиян разрешают своим детям брать в школу мобильный. 87% уверены, что он необходим для постоянной связи с ребенком, но всего 7% относятся к смартфону как к обязательной части современной жизни. При этом 50% опрошенных всё же полагают, что телефоны мешают учебе. 35% респондентов отметили, что в школах, в которые ходят их дети, ученикам разрешают пользоваться мобильными. У детей 52% опрошенных смартфоны разрешены только на переменах. Для учебных целей телефоны можно использовать на уроках у детей 4% опрошенных.
Таким образом, «телефонный вопрос» по-прежнему в повестке.
Правда, «звонок другу» не поможет в решении проблемы. Нужно как-то решать, что в современной школе первостепенно: быть современным или быть образованным.