Грамотный выбор пути развития коммерческого проекта одно из ключевых условий успеха. Ставку на повышение производительности и увеличение доходности делают после детального анализа текущего состояния фирмы.
Во избежание тотальных ошибок с ключевыми направлениями маркетинга стоит познакомиться заранее. Основное внимание специалисты рекомендуют уделить портфельным стратегиям роста.
Краткая характеристика путей развития компании
Разработку долгосрочного плана осуществляют в индивидуальном порядке. Руководитель обязан учесть организационную форму, отраслевые особенности, численность персонала и прочие характеристики предприятия. При этом ему потребуется следовать общим правилам. Условно все маркетинговые программы делят на три группы.
Стратегии интенсивного роста
К этой категории относят планы, основанные на использовании достижений организации. Принцип довольно прост – интенсивное движение вперед с сохранением основных методов деятельности. Вариант оптимально подходит компаниям, развивающимся стабильно. Максимальную эффективность он приобретает в период экономического оживления. В благоприятных условиях зарекомендовавшие себя способы дают ожидаемый результат, а резких изменений в политике руководства не происходит. Специалисты выделяют следующие направления: 1. Углубление рынка В этом случае методики продвижения, тип товара и потенциальная аудитория остаются прежними. Эффекта достигают за счет: • наращивания объемов производства; • интенсификации рекламной деятельности; • локальных инноваций – совершенствования продукта. В рамках программы нередко предусматривают модернизацию, техническое переоснащение, ротацию персонала. 2. Расширение спектра деятельности Инновационная маркетинговая стратегия предполагает поиск нового рынка при сохранении прежней технологии и типа товара. Задачей специалистов становится поиск дополнительных ниш. Допускают перемещение интересов бизнеса на другую территорию – выход на рынок смежного региона. 3. Совершенствование продукта Основные усилия компания направляет на улучшение товара. Ставку делают на расширение линейки, повышение качества, понижение стоимости. Внедрение новых технологий является основной отличительной чертой стратегии. В результате реализации планов появляются новинки рынка.
Программы интегрированного роста
Суть этого направления заключается в объединении маркетинговых структур. Фирма приобретает крупные активы, запускает смежные коммерческие проекты. Актуальна стратегия при невозможности развития на базовом рынке. Существует два типа программ:
1. Вертикальная интеграция
В этом случае союзы заключают с поставщиками или снабжающими организациями. Такое объединение именуют обратным движением. Положительного результата достигают за счет совершенствования логистических схем, снижения себестоимости и увеличения рентабельности.
В отдельных случаях интеграция направлена в противоположную сторону. Компания делает ставку на тесное взаимодействие с потребителями. Специалисты занимаются поиском новых каналов сбыта, увеличивают объем поставок постоянным покупателями. Актуальной остается схема, предполагающая заключение контрактов с посредниками. Расширение сети дистрибьюторов позволяет резко поднять продажи.
Целью вертикальной интеграции становится повышение конкурентоспособности фирмы. Решают эту задачу за счет отработки четкой, продуманной цепочки отраслевого цикла. Стратегия может предполагать работу по обоим направления, либо ориентироваться на конкретные звенья системы.
2. Горизонтальная интеграция
Усиление предприятия осуществляют за счет слияний и поглощений. Объединение происходит с другими участниками рынка. Однопрофильные организации общими усилиями борются с конкурентами, оплачивают рекламу и проводят прочие мероприятия.
Такое решение позволяет существенно снижать себестоимость продукции при обеспечении высокого уровня качества. В числе преимуществ стратегии:
• повышение входного барьера для выхода на рынок;
• борьба с конкурентами;
• эффект масштабности;
• получение доступа к определенным сегментам покупателей.
Итогом реализации программы выражен в росте рыночной стоимости фирмы. В результате снижаются финансовые риски, открываются возможности привлечения дополнительного капитала.
Стратегии диверсификации
3. Третьей группой стратегического планирования стала ориентация на диверсификацию. Ключевой задачей является поиск возможности выпуска принципиально новой продукции или освоения дополнительных ниш. Этот путь выбирают при образовании тупика. Если фирма не может дальше развиваться на базовом рынке, ей приходится обращать внимание на другие сегменты или предлагать покупателям другие товары.
Специалисты выделяют две подгруппы таких стратегий:
1. Конструкторская диверсификация
Программа предполагает разработку уникального продукта. Переход к новой технологии дает что-то необычное, нестандартное, креативное. Ставку делают на инновации, сохраняя основное направление коммерческой деятельности.
2. Конгломерация
В этом случае идет освоение иных производственных ниш. Характерной чертой становится отказ от прежней технологии. Специалисты преследуют цель радикального обновления ассортимента и выхода на смежные рынки.
Таким образом, набор инструментов при формировании долгосрочного плана развития довольно широк. Каждое из направлений актуально в определенной ситуации, ориентировано на решение конкретных задач. Руководителю следует внимательно проанализировать данные предварительного анализа и лишь затем принимать решение о предпочтении того или иного пути.
По всем вопросам свяжитесь с нами +7 (499) 391-08-69